«ТРЕНИНГИ». ИМПРОВИЗАЦИИ ДЛЯ ЖЕРТВ?

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Законопроект о Тренинговом Бизнесе

выступление на Законодательном семинаре

Есть поговорка: «При обмане один – подлец, а второй – дурак.» Несмотря на грубость, рациональное зерно в этой поговорке есть. Если произошел обман, то виноваты оба. Можно спорить о степени вины, но факт, что оба виноваты налицо. С подлецом всё понятно. Его намерения и вина очевидны. А чем виноват обманутый? (Будем использовать более мягкий термин).

В сфере тренингов ситуация отягощается тем, что клиент часто смутно понимает что хочет. Начнем с ответа на вопрос, что вы хотите от тренингов? Есть внятные и понятные тренинги по фитнесу: вот тренер (оцените его спортивную форму), вот зал для занятий, вот спортивные снаряды. Есть курсы иностранных языков: вот программа, вот наши дипломированные преподаватели и носители языка. Но это для людей, которые точно знают чего хотят: подкорректировать фигуру или подготовиться к поезде за рубеж. Проверяется также достаточно просто. Спортсмену достаточно взглянуть на себя в зеркало, оценить вес гантелей, с которыми он работает. Слушатель курсов иностранного языка может включить трансляцию на интересующем языке в Интернете и оценить, сколько из услышанного он понимает.

Но как быть в случае «счастья», «финансовой успешности», «лидерских качеств». Понятно, беззаботная эйфория, под которой часто понимается «счастье», много денег, толпа последователей за спиной интересны многим. Но что это конкретно не ответит, пожалуй, никто. Но хочется и желательно малой ценой. Этим и пользуются мошенники, предлагая некие курсы, программы и прочее за умеренные, а чаще неумеренные деньги. «Счастье» - категория, которая не может стоить мало. С другой стороны: как определить, достиг человек счастья или нет? Финансовый успех – это работа продавцом в ларьке за 10 000 рублей или руководство транснациональным банком?

Получается, что дело в неопределенности предмета тренинга для самого клиента.

Но у клиента есть оправдание. Для того, чтобы оценить содержание учебного курса, нужно в предмете обучения разбираться. Но как он может разбираться, если еще только собрался этому научиться? Резонный вопрос. Кто тогда должен разбираться?

Давайте обратимся к опыту СССР, где, как известно, злоупотреблений в сфере образования не было. И быть не могло. Любое образовательное учреждение находилось под жестким контролем. Программы разрабатывались, проверялись, утверждались.

Но был еще один аспект, на который мы должны обратить внимание. В советские времена было понятно, что будет с человеком, если он пройдет соответствующие курсы. Если он окончит курсы машинописи, то получит навык печатанья на машинке и в принципе, может устроиться секретарем-машинисткой. Если это курсы водителей – понятно. Курсы инструкторов райкома партии – тоже понятно. То есть существовала прочная связь между обучением и последующей деятельностью.

Сейчас такой связи нет и соответственно нет гарантий клиенту. В середине 1990-х, работая на Уральском автомобильном заводе, я наблюдал, как курьером работала девушка с дипломом зубного врача. Хорошая специальность, но зачем Миассу столько зубных врачей? Понятно, что с бумагами у Миасского медицинского училища полный порядок и готов поверить, что и знания преподали качественные. Но не является ли обманом принять человека на учебу, получить от него деньги, выдать какие-то знания и не дать гарантии трудоустройства. В данном случае согласовать потребности города в зубных врачах и набор в учебное заведение. Конечно, рынок у нас свободный. Но есть вопросы …

Таким образом, в ряду многих причин злоупотреблений просматриваются такие: Во-первых, некомпетентность обучаемого, в первую очередь в предмете обучения. Во-вторых, хаос в системе продажи знаний и навыков и этих знаний и навыков применением. В третьих – отсутствие компетентного, но авторитетного контроля.

Впрочем, я не совсем корректен. Государственной системы увязки образования и работы у нас сейчас нет. Но существуют корпоративные. Можно спорить об их качестве. Но они есть. По согласованию с кадровыми службами руководство принимает решение о количестве специалистов и программе подготовки. Отдельные люди решают вопросы выбора образовательной компании, а при некоторых компаниях есть и собственные образовательные структуры, как например, при УГМК. Но у такой системы есть понятные ограничения. Она работает только на корпорацию. То, что происходит за территорией, её совершенно не интересует.

Нужно отметить, что Российской государство не остается в стороне от проблемы. Вот например сейчас проходит реорганизация системы «Российского Общества «Знание», которое после соответствующей проверки выдает сертификаты лектора.

Теперь отойдем немного в другую сферу – промышленное производство. На заре массового машиностроения, производственники столкнулись с необходимостью гарантия качества некоторых изделий или сочетаемости изделий различных изготовителей. В качестве примера могу привести сосуды, работающие под давлением или присоединение двигателя одного изготовителя к коробке передач другого. Решением стало создание национальных обществ инженеров-механиков (в США это ASME) и систем стандратов, которые с одной стороны, регламентируют параметры опасных сосудов или размеры картеров маховика и сцепления; а с другой – своим авторитетом контролируют и гарантируют безопасность и сочетаемость. Это, конечно, необязательно и вы можете делать продукцию как хотите, никто вас не накажет, как это делалось в СССР за отступления от ГОСТов, но и никто не купит ваш продукт.

Возникает вопрос, почему бы не поставить вопрос о создании «Ассоциации тренингового бизнеса», которая с одной стороны, взяла на себя труд разобраться в содержании присутствующих на рынке тренингов, а с другой дала клиенту гарантии, что он не потратит деньги зря?