ЕСЛИ ВВЕСТИ НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ – ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КАНДИДАТСКИЙ ПОРТФЕЛЬ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН – ТО БУДЕТ ЛУЧШЕ.

Печать

Автор: Ольга Семенова Категория: СЕМЕНОВА ОЛЬГА

Выступление заседании Уральского отделения Изборского клуба от 3.09.2019.

Тот, кто будет управлять всеми,

олжен быть избран среди всех.

    Плиний Младший   

На мой взгляд существующая избирательная система нуждается в реформировании и улучшении, она также нуждается и в введении новых элементов. Однако введением категории избирательного кандидатского портфеля и избирательного экзамена эти нововведения не должны ограничиваться.

 

Избирательный кандидатский портфель, я считаю, уже существует в какой-то форме, только называется он по-другому – это программа кандидата и это его портфолио.

Да, избирательный кандидатский портфель даст избирателям общее представление о кандидате, создаст о нем общее впечатление. Но все равно в конечном счете каждый кандидат – это «кот в мешке». Про самого себя сам кандидат напишет все хорошо, потому что все плохое про него раскопают и опубликуют его соперники.

Что касается избирательного экзамена – с этим все сложнее. Избирательный экзамен для кандидата позволит отсеять заведомо некомпетентных людей, людей, которые не представляют себе, с чем им предстоит столкнуться после того, как они попадут в желанное кресло депутата. Но сразу возникает вопрос, кто будет принимать экзамен? Избиратели? Специальные эксперты? Может, поручим это искусственному интеллекту? Но ведь он тоже программируется людьми, то есть все опять завязано на человеческий фактор.

На мой взгляд, сейчас уже есть процедура, которая смогла бы отчасти заменить избирательный экзамен – это дебаты кандидатов, их ход показывает, насколько кандидат разбирается в вопросах, связанных с его дальнейшей деятельностью, покажут его общий уровень образованности и культуры.

Здесь есть еще один неожиданной поворот. В Хакасии в прошлом году была предпринята неожиданная инициатива. Она называлась «Республиканская образовательная акция «Экзамен избирателя». То есть экзамен могли сдавать сами избиратели. Было разработано Положение, определены цели и задачи акции.  Цель этой акции – оценка уровня электоральной грамотности, формулировка рекомендаций по электоральному просвещению жителей Республики Хакасия.

Сама идея «экзамена избирателя» в теории мне нравится. Конечно, я хочу, чтобы судьбу страны и мою в том числе решали люди образованные, понимающиеся и разбирающиеся в различных вопросах.

Но на практике, я думаю, ничего не получится. Люди просто не пойдут сдавать этот избирательный экзамен. Они и на выборы не ходят, а если для того, чтобы прийти на выборы, надо будет сдать специальный экзамен, то выборы точно будут сорваны. С другой стороны, если к выборам допустят только тех, кто сдал избирательный экзамен, то опять будет решать меньшинство за большинство.

Кроме того, люди имеют право быть ни образованными, ни умными и не понимающими, имеют право верить во что угодно, чтобы решать, как им жить. В конечном счете тенденция к всеобщему избирательному праву не зависимо от сданного экзамена, в обществе все равно победит, многие страны проходили через это, в том числе и наша.

Но в конечном итоге, все это не так важно. Избирательная система может быть любая и избирать можно, кого угодно. Дело не в системе выборов, дело в проверке работы выбранных депутатов, в их подконтрольности и подотчетности своим избирателям.

Предлагаю:

  1. Ввести систему менеджмента качества как на предприятиях. Сейчас почти во всех областях она есть. По ней всегда можно понять, кто, как и чем занимается и какие результаты его занятий.
  2. Законодательно ввести систему отчетов кандидатов перед своими избирателями. Любой кандидат, когда он идет на выборы, должен знать, что он подконтролен своим избирателям.
  3. Законодательно обязать избирателей приходить на избирательные участки и голосовать.
  4. Вернуть порог явки избирателей, чтобы меньшинство не принимало решений за большинство.
  5. Упростить процедуру отзыва депутата и сделать ее прозрачной.