КАК МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКИЙ ЛОЗУНГ ПОКОРЕНИЯ ПРИРОДЫ ПРИВЕЛ К ОСТРОЙ АК-ТУАЛИЗАЦИИ НООСФЕРНОЙ ТЕМАТИКИ

Печать

Автор: Семенова Ольга Категория: Статьи

Мы не можем ждать милости от природы,

после всего, что мы с ней сделали.

Неизвестный автор.

 

На самом деле лозунг покорения природы звучит по-другому: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача». Эти слова из выступления советского биолога, селекционера Ивана Владимировича Мичурина, которое он написал к 3-му изданию своих трудов. Полностью фраза звучит так: «Плодоводы будут правильно действовать в тех случаях, если они будут следовать моему постоянному правилу: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

 

Эти слова сейчас прочно связываются с марксистско-ленинским лозунгом о покорении природы. Тема природы занимала существенное место в творчестве К. Маркса. Он утверждал, что только в природе раскрывается природная сущность человека. «Человеческая наука» будет ориентироваться не только на познание человека, но и на его включение в материальное производство.

Им отмечаются направления применения «сил природы» в промышленном производстве и тенденциях их расширения. Но эти «силы природы» выявляет научное знание, которое материализуется в технике и технологиях материального производства. Современное ему производство, основанное на научных знаниях о природе и капитале, «создает систему всеобщей эксплуатации природных и человеческих свойств».

Почему существующее материальное производство эксплуатирует природу? Такая эксплуатация порождается потребительской стоимостью ресурсов природы. Она задает и соответствующее отношение человека к природе. Когда потребление этих ресурсов приносит ему значительную прибыль, тогда он и начинает их безмерно эксплуатировать. При таких условиях потребления формируется и потребительский тип отношения человека к природе.

В начале 20 в. в России сложилась необычная ситуация. Промышленное развитие достигло высокого уровня развития. Теоретические и практические знания человечества также выросли многократно. Именно в это время возникло учение о биосфере В. И. Вернадского. Создались все предпосылки для появления «общей теории природы» - ноосферы. Хотя термин «ноосфера» впервые был предложен французским ученым Леруа, под воздействием лекции по теории биосферы В. И. Вернадского в Париже, но именно разработку научной концепции ноосферы выполнил Владимир Иванович Вернадский.

Ноосфера по В.И. Вернадскому – не только сфера разума, сколько новое состояние, качество всей биосферы, в котором «научная мысль как планетное явление». Совокупный разум человечества, в первую очередь в лице мировой науки, становится мощной планетарной силой эволюции, «энергией культуры», меняющей облик Земли, то есть превращается в геологический фактор эволюции, равномощный с другими факторами эволюции биосферы. Биосфера, переходящая в новое качество за счет мыслительной силы человека, трансформируется в ноосферу, и в этом качестве явление можно сравнить даже с геологическими факторами, формирующими весь облик нашей планеты.

Это была прекрасная идея, которая захватила умы людей. Актуализация ноосферной тематики, развивалась, ускорялась, уплотнялась во времени. У Вернадского появлялись последователи, ученики. Эта теория прекрасно ложилась на социальные изменения в жизни общества, на духовный подъем, на промышленную революцию в стране.

В современном обществе сложилась иная ситуация. Вал работ на ноосферную и экологическую тематику нарастает. Это связано с тем, что, развитие человечества продолжается, точнее развитие его материальной стороны, стороны использования природы. Общество потребления растет, человечество увеличивается. Только сейчас не говорят «ноосфера», сегодня модно другое слово – «экология».

Можно выделить три фактора, которые характерны для современного положения вещей:

1. Увеличилось количество людей, человечество растет, ему нужно больше жизненного пространства. Соответственно нужно больше материальных благ.

2. Люди привыкают жить хорошо, общество становится более потребительским, чем раньше.

3. Человек стал обладать большим набором знаний и технологий. Иногда они даже приобретают разрушительный характер.

Но, к сожалению, пока нет единой теории, сопоставимой с теорией ноосферы Вернадского, поэтому она становится так популярна сегодня.

И еще один фактор. Раньше люди не обладали достаточным знанием и технологиями, чтобы предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий, а сейчас они стали обладать таким знанием. Но вся проблема в том, что им все равно. Они не думают о том, что будет потом, они привыкли развлекаться и жить с удобствами.

Поэтому, на мой взгляд, здесь проблема больше нравственного характера

И это возвращает нас к эпиграфу. Смысл высказывания в том, что человек не вправе ждать от природы ответного хорошего отношения. Стоит задуматься, а как же мы воздействуем на нее? При истреблении лесов, убийств животных, засорении океанов, морей, рек - сложно сказать о позитивных последствиях. К сожалению, нельзя говорить и о бережном отношении к природе. Чем дальше идет прогресс человечества, тем сильнее утрачивается связь с ней, сильнее ощущается потребительское отношение к природе. И, в конце концов, насилие над природой вызывает возмущение ее стихийных сил.

Так что ноосферная или экологическая тематика вновь назрела.

Считаю целесообразным заменить Закон об охране окружающей среды Ноосферным кодексом, который вводит понятие Ноосферы. Это позволит пересмотреть существующие противоречия и проблемы в новом качестве.