ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ У ПРИРОДЫ. ЕСТЬ ЛИ У ПРИРОДЫ И ЕЕ ЧАСТЕЙ ПРАВА?

Печать

Автор: Семенова Наталья Категория: Статьи

«Право – это искусство добра и справедливости»

Античный афоризм

«Богу недурно удалась Природа, но

с человеком у него вышла осечка».

Жюль Ренар

Когда мы говорим «Природа», то каждый в зависимости от своего мировоззрения, под этим словом понимает разное. «Природа – это Бог», - говорят атеисты. «Все сотворил Создатель», - услышим мы от человека верующего. В широком смысле, Природа – это все сущее, весь мир в многообразии его форм. Это утверждение употребляется философами в одном ряду с понятиями: Материя, Универсум, Вселенная.

Существуют ли правовые основания у Природы? Есть ли у Природы и ее частей права? Чтобы ответить на поставленные вопросы, надо учитывать многие аспекты.

 

Все живые представители Природы: люди, звери, птицы, растения, насекомые, микробы, вирусы, экосистемы - имеют самостоятельную ценность, и считаются не объектами, а субъектами, являясь партнерами с определенными правами. Задача права – защищать и гарантировать интересы и потребности этих субъектов. Право может принадлежать тому, кто имеет интересы, потребности и цели, а также не имеет последнего, т. е. цели.

Существуют права моральные и юридические. Моральные права отличаются от юридических прав тем, что они защищаются моралью, а не законом. Со временем моральные права могут превратиться в юридические.

Философы разработали перечень моральных прав. Экофилософы предлагают различные права, которые могут быть признаны за живыми существами, сообществами живых существ и за экосистемами. За живыми существами, как индивидами, а также их сообществами (популяции, подвиды и виды) признаются следующие основные права.

1. Право на жизнь.

2. Право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания.

3. Право на необходимую для жизни долю земных благ.

4. Право на защиту от страданий по вине человека.

5. Право на защиту законом.

Живые существа, не имеющие нервной системы (вирусы, бактерии), не являются индивидами и поэтому обладают правами только на уровне вида.

За экосистемами, ландшафтами, участками неживой Природы и Космосом признаются следующие основные права:

1. Права на существование.

2. Право на свободу от человеческого контроля и управления.

3. Право на защиту законом.

Теперь человечеству предстоит сделать еще один важный шаг – признать права всех без исключения живых существ, а также экосистем Природы.

Таким образом, моральные права Природы становятся основой для законов, которые будут приниматься в защиту Природы в будущем. Это подготовка людей к жизни в новой сфере ответственности.

Права Природы также как и права человека не являются абсолютными.

Законы современного мира основываются на тезисе: «Природа – ресурс, который принадлежит человечеству, используется и может ухудшаться». При этом прослеживаются следующие линии рассуждений:

- поскольку признание прав человека частично основано на философской вере в то, что эти права проистекают из существования человечества (есть человек – есть права), значит, права мира Природы возникают из самого естественного мира.

- прагматики утверждают, что собственное выживание людей зависит от здоровых экосистем, и поэтому защита прав Природы обязательно будет способствовать правам человека и его благополучию.

- большинство экологических законов 20 и 21 вв. основано на устаревшей структуре, которая считает, что Природа состоит из отдельных и независимых частей, а не из взаимосвязанных компонентов единого целого. Эти законы подчиняются экономическим интересам и только частично смягчают воздействие на Природу.

- теологическое доказательство прав Природы сводится к тому, что Бог создал всю Природу, поэтому ее части являются носителями врожденной божественной ценности и божественных прав, данных им от Бога.

Итак, моральные права – неписаные права, но их можно считать естественными. Юридические права – позитивные, они опираются на закон. Считается, что вначале возникают связанные с моралью естественные права, которые затем получают силу закона.

Права Природы – этическая конструкция, идея, а не сам факт. Их нельзя потрогать руками, они не существуют сами по себе, а являются отражением морали определенного человеческого общества.

В самой Природе понятия прав не существует. Лиса, поедая зайца, не нарушает его прав, так как права Природы – это понятие экологической этики, она рассматривает моральное отношение людей к Природе, а не между ее субъектами. Человек, признавая права Природы, одновременно обязуется защищать эти права.

Очень важный вопрос – что даст признание прав Природы?

1. Позволяет сформулировать этический аргумент в защиту создания заповедников, обосновывая это тем, что, поскольку Природа имеет право на существование, то человек обязан обеспечить ей это право.

2. Позволит применять эффективную практику подачи исков в суд от лица дикой Природы (через представителей, опекунов) за нанесение ей ущерба.

3. Будет способствовать повышению эффективности экологического и ноосферного воспитания и образования.

4. Признание прав любого живого существа создает моральный, и затем правовой уровень его охраны.

Цитирую Павла Владимировича Безобразова, общественного деятеля, историка (начало ХХ в.): «Право – это то, что гарантирует жизненные интересы, помогает удовлетворению потребностей, достижению целей. Право принадлежит тому, кто им пользуется, а не тому, кто изъявляет волю. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом, задача права – гарантировать ему это право».

Послесловие.

- Человеку, живущему в Природе, надо изучать и учитывать систему взаимосвязанных глобальных законов Природы. При этом требуется международное взаимодействие.

- Человек как часть Природы должен уменьшить свой антропоцентризм.

- Девиз человечества будущего – не навреди! От норм закона к нормам морали! Сегодня права природы не защитить без поддержки идеологии и морали. А как у нас с этими важными категориями? Идеология в нашей Конституции не прописана. Какая идеология у капитализма? Получение прибыли и потребление… А как обстоит дело с моралью? Эта категория явно не на слуху, мы вспоминаем о ней в редких случаях и в последнюю очередь.

- Да, ноосферное воспитание, как изучение нового состояния человечества, уже давно назрело. Однако, разработка ноосферной тематики не должна превратиться в привычное забалтывание, жонглирование понятийным аппаратом и написание бесполезных бумаг.

- Хочу обратить внимание на существенное противоречие: если мы не будем осваивать Природу, развитие человечества остановится. Делать это придется осторожно, если мы действительно собираемся защитить Природу.

Нужна разработка ноосферной тематики. Ноосферная идеология решит проблемы, связанные с правами Природы.

А в Законе надо прописать права Природы.