ЛИЦО РУССКОЙ СТИЛИСТИКИ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛ

Когда прибывает в полку, всегда радостно осознавать, что не один в поле – воин. Особенно если прибывают силы столь же убедительные профессионально, сколь и стильные внешне. Давно сказано: красота убеждает больше, чем многие аргументы. Хотя аргументы никто не отменял. Но чего говорить - сочетание стиля, профессионализма и красоты подкупает.  
Лидия Малыгина стала в России лицом русской стилистики и Русская Речь получила убедительного и стильного наставителя.  
 
Что считаю важным и принципиальным в её прорыве.
Первое. Сам факт того, что стилистика, а проще говоря, уместность и красота русской речи получила убеждённого пропагандиста само по себе ценно, поскольку в контексте «модных трансформаций» голос в пользу классических традиций – прорыв. Русская чистая речь стала требованием, а не только «трендом» в противовес сетевой абракадабре, которая захватывает и живую речь. И сам выход в массовый эфир говорит о том, что власти и медийные силы задумались о судьбе лица своего языка.   
Второе. Неакадемическая подача довольно академических вещей. Вообще быть популярным в медийной и видеосфере на серьёзную тему трудно. У Лидии Малыгиной получается. Это уже личное её достижение. И душевное приятие аудитории и сказительная манера разговора, удачное отсутствие менторства и ощущение праздника при владении правильной речью – главное учебное пособие для пропагандистов русского языка, идущее от Лидии Малыгиной.  
Третье. Умелая работа с «ёрниками», особенно на радио, говорит о педагогическом терпении, что не часто встретишь у наставников. Это доброе качество, которое дорого стоит. Удивительно, как ей удаётся держать свою линию среди несветских импровизов – этому тоже учиться у неё нужно. В этом умении, видимо, ей помогает журналистский опыт, - само количество собранных по миру речевых ошибок, дефектов и казусов, как говорится, принесённых с улицы, делает обращение к правильности и точности языка точечным и актуальным.   
 
Можно ли что-то предложить Лидии Евгеньевне для развития программы? Мне кажется, с точки зрения содержания и подачи материала вряд ли. А вот если предложить ей подчеркивать негативные результаты плохой речи на конкретных примерах потерь денег, места, контрактов, непоправимых политических ошибок, судьбоносных катастроф, личных бед – не называя, конечно, имён – было бы совсем великолепно. Во всяком случае, очевидно, что для нынешнего среднего класса, который является самым очевидным исказителем языка, являясь притом носителем основных амбиций и ресурсов, - это было бы решительным доводом в пользу правильной и точной речи. Ведь многие полагают, что речь то же, что деньги: мои деньги – мои капризы, что хочу, то и говорю. А вот примеры того, как произвольная речевая практика может обернуться огромными потерями только лишь в силу обронённых слов или неверных выражений, могут показать, что язык – явление общественное, и приватизировать язык даже большими деньгами невозможно: часто вместо воробья (из поговорки «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь») вылетает дракон и набрасывается на самого человека, исказившего смысл слова, выползает удав и карает удушением за нарушение правил речи. То есть слово может иметь колоссальный возвратный негативный эффект, который человек сам на себя дурной речью и наводит.   
Негативные примеры имеют огромное влияние на современный активный класс. И если Лидия Евгеньевна с обворожительной улыбкой расскажет о них без назидания и угроз – эффект будет огромный.  
Ну и, разумеется, не помешают выделенные примеры по практическому успеху именно правильной точной выстроенной речи. Таких примеров в истории много, но если их пополнить живыми примерами – будет здорово.
Кстати, в первом и втором случаях могут помочь сами слушатели. И само обращение к ним в таком духе: Присылайте случаи негативных результатов неверной речи и присылайте примеры успеха правильной речи, – может быть услышано. Тем самым читатели и слушатели сами для себя покажут необходимость работы над своим речевым ресурсом вместе с Лидией Евгеньевной.
 
У каждого лица – свой стиль. Но если лицо выражает общественную потребность - это уже становится явлением социальным. Что же, можно поздравить нас с появлением лица русской стилистики.