Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

«МИР КРАСОТОЙ СПАСЁТСЯ»

Печать

Автор: Бобырева Т.С Категория: Бобырева Тамара Сергеевна

(Методические рекомендации к изучению романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)

«Сострадание есть главнейший и,

 может быть, единственный закон

бытия всего человечества»

Ф.М. Достоевский.

«Красота спасёт мир». Это изречение великого писателя предприимчивые дельцы от культуры, создатели самых примитивных шоу используют в последнее время, чтобы оправдать ценность своих проектов. Не затрудняя себя нравственными колебаниями, представители массовой культуры откровенную безнравственность смеют называть красотой, которая, по их мнению, «спасёт мир».

Учителю при изучении романа «Идиот» представляется удивительная возможность философски осмыслить слова великого писателя. Представление Достоевского об идеале и красоте в этом романе выражено наиболее полно и ярко. Автор пишет: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете…» Главный герой романа – князь Лев Николаевич Мышкин. Почему автор называет его «положительно прекрасным человеком», олицетворяющим идеал красоты?В данной работе попытаюсь дать рекомендации к анализу образа главного героя. Предлагаю такой план.

1. Отождествлять Мышкинас Христом нельзя: князь лишь смертный человек, но своим духовным развитием он смог приблизиться к этому сияющему идеалу (князь возвращается в Петербург из Швейцарии, что отдалённо напоминает пришествие Христа). Мышкин призван исцелять поражённые гордыней души людей. Его отличает от других героев романа неизбирательная любовь к людям. Это привлекает к нему всех.

2. Главной характеристикой князя автор избирает любовь-сострадание. (В черновиках к «Идиоту» Достоевский записывает:«Сострадание – всё христианство»).  Герой лишён самолюбия, он смиренен и кроток, ему несвойственна сословная спесь. Это вызывает у окружающих недоумение. (Приводим разговор князя с лакеем в приёмной генерала Епанчина. Лакей привык к иерархии и не может понять, почему так просто с ним разговаривает князь. Не понимая этого, «князь почему-то ему нравится»).

 

3. Князь Мышкин, в отличие от всех окружающих, свободен от эгоизма, он не мучается мыслями о том, как он выглядит в глазах других. Его невозможно обидеть. (Подтверждаем текстом. Получив пощёчину от самолюбивого Ганечки Иволгина, он с состраданием выговаривает: «О, как вы будете стыдиться своего поступка!»). Князь переживает здесь не за себя, а за душу человека, который презрел закон нравственности. (От этих слов Ганечка стоит «как уничтоженный»).

4. В поведении князя нет ни тени самолюбования. «…Здесь все, все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! – кричит ему Аглая Епанчина в негодовании. – Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, добрее всех, умнее всех! Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех? Зачем вы всё в себе исковеркали, зачем в вас гордости нет?» И здесь Аглая права. Но необходимо донести до студентов мысль, что князь действительно считает себя недостойнее всех. Ведь подлинное христианское смирение именно состоит в таком самоуничижении.

5. Князь Мышкин обладает удивительной способностью к всепрощению. Аглая Епанчина говорит ему: «…хоть вы и в самом деле больны умом…зато главный уму вас лучше, чем у них всех, такой даже, какой им и не снился, потому что есть два ума: главный и не главный». И этот «главный ум» князя и есть проявление любви-сострадания. Любовь-жалость, соединённая со смирением, - это и есть настоящее всепрощение. Необходимо привести примеры. Князь оправдывает нравственно падшую Настасью Филипповну и находит для неё слова утешения. «Это я-то честная?» - говорит она. Он отвечает утвердительно и даёт ей возможность поверить в добро. Он прощает людям жестокость (снесённая пощёчина Ганечки–пример евангельской кротости).

6. Мышкин способен постичь самые скрытые движения души чужого человека. С ним все становятся чище и откровеннее, он каждого как бы исцеляет. По замыслу автора, князь – воплощённая красота, одухотворённая, освящённая любовью и страданием. Именно эта красота, как бы «восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, и призвана, по Достоевскому, спасти мир. Это та «положительная» красота, о которой мечтает писатель, а главные её составляющие: смирение и сострадание. Идеал прекрасного – Христос или человек, сумевший победить свою греховную природу напряжённым духовным усилием. Другой истинной красоты Достоевский не мыслит.

Таким предстаёт перед нами главный герой романа «Идиот». Для шестнадцатилетних подростков часто этот материал кажется трудным для восприятия. Но стремиться работать над идейной проблематикой романа всё-таки необходимо.

Предлагаю ещё один вариант анализа образа главного героя. Этот подход связан с вполне подъёмной темой: «Искусство общежития». Эта тема была актуальной в русской литературе  19 века, перешла в 20 век и, думаю, станет ещё актуальнее в 21 веке. Что значит быть воспитанным человеком? Что такое интеллигентность, деликатность, учтивость, вежливость? Как быть привлекательным, когда общаешься с людьми в обычных ситуациях? На эти вопросы можно ответить, анализируя поступки и поведение главного героя романа – князя Мышкина. Предлагаю методические рекомендации к освещению темы: «Искусство общежития».

1. В романе создан своеобразный фон благовоспитанности, на котором Мышкин дан крупным планом. Вот штрихи к первому представлению об интеллигентности князя. «Мышкин привстал вежливо, протянул Рогожину руку и любезно сказал ему: «С величайшим удовольствием приду…и очень вас благодарю за то, что вы меня полюбили».

2. Лев Николаевич ведёт себя естественно и непринуждённо. Корректность его не маскировочная (как у Гани), главное для него – желание добра и человечности. Герой не в силах скрыть что-либо. Особенно он досадует на свои жесты: «У меня нет жеста приличного…чувства меры нет». В этом скромном человеке больше горячей, трепетной жизни, чем в дочерях Епанчиных. И права Лизавета Прокофьевна: «Деликатности и достоинству само сердце учит, а не танцмейстер» (ч.3, гл.9).

3. Князь всегда кстати, он там, где нужна помощь обиженным. Более всего герой привлекателен, когда общается с людьми в обычных ситуациях. Он умело встретит гостей: любезно кивнёт им головой, знакомясь, пристально и ласково посмотрит в глаза. Князь Мышкин не только слушает внимательно говорящего, но и сочувствует ему. В разговоре он не срывается на резкость или, если допускает её, вовремя гасит. Ему это удаётся даже в общении с Ганей Иволгиным (ч.1, гл.8, ч.2, гл.9).

4. Знаменательное достоинство Льва Мышкина – культура в споре. Можно в качестве примера привести разговор князя с Ганей о Настасье Филипповне. «Есть женщины, которые годятся только в любовницы и больше ни во что», - так презрительно говорит о ней Ганя. Протест Мышкина очень деликатен. «Мне всё кажется, - осторожно заметил князь, - что Настасья Филипповна умна. К чему ей, предчувствуя такую муку, в западню идти? Ведь могла бы и за другого выйти. Вот что мне удивительно». Мышкин не спешит никогда осадить говорящего с ним – пусть тот и не вызывает его симпатию. Показателен в этом смысле его разговор с развязным и самоуверенным племянником Лебедева, нагло требующим у дяди денег (ч.2, гл.2). Князь совершенно бескорыстно говорит комплименты и женщинам, и мужчинам. Ему важно не просто сказать лестное слово, но и убедить человека в том, что тот заслужил похвалу.

5. Мышкин считает, что главное в человеке – достоинство и забота об окружающих, которая может проявляться в деликатности и такте. Самолюбование совершенно чуждо князю. (Для сравнения анализируем образ князя N, убеждённого, «что он нечто вроде солнца» в гостиной Епанчиных (ч.4, гл.6). Льву Мышкину доставляет удовольствие наблюдать вежливость в других людях. «Князь прислушался к тому, что говорил Радомский. Ему показалось, что он держит себя прекрасно, скромно, весело…» (ч.3, гл.7). Вежливость Мышкина не обидна для говорящих с ним. Главная забота князя о том, как бы человека не стеснить ненароком. Поэтому он постоянно готов просить прощения. Для князя очень важно вывести человека из затруднительного состояния: в этом заключается обаяние его разговоров с Иволгиным, Келлером и другими (анализ диалога, ч.2, гл.11). Значение «положительно прекрасного человека» для повседневной жизни в том, что он умеет расположить окружающих к доверительному общению, создаёт атмосферу сердечности и дружелюбия. Как это удаётся князю? Начинается общение с приветливой улыбки, а потом «работают» побудительные слова героя: «ради Христа», «согласитесь», «уверяю вас», «будьте уверены», «да милости просим», «я слишком рад и без объяснения…» и другие. Итак, за поведением Мышкина всегда скрывается талант нравственной точности, при котором этичность поступка проявляется как бы автоматически. Это невозможно без неустанной работы над собой. Без неё не может быть человека, с которым хорошо общаться и жить.

На заключительном уроке по роману «Идиот» студентам можно предложить разные точки зрения критиков на это произведение. Вот одно из них. «Божественное и человеческое в Мышкине гаснет. В финале торжествует безумие эгоистического мира: тёмное начало вытесняет из жизни светлое, и «Князь Христос», Добро и Красота гибнут в этом страшном мире». Но сам Достоевский не ставит на этом точку. Он оставляет надежду. Надежда в том, что чуточку иными стали некоторые люди, и поэтому не равнодушно, а с горестью восприняли они уход князя Мышкина. Главный герой заронил в сердца людей семена добра, его духовная смерть пробудила их к жизни. Достоевский даёт современникам веру в идеал, который необходим человеку. Если не будет стремления к идеалу, мир погибнет, как пророчествует вслед за Иоанном Богословом Достоевский. Великий русский писатель ощущал разрушительные процессы, которые совершались на его глазах. Только сегодня, после пережитых катастроф 20 века, мы начинаем понимать его пророчества.

 

Литература

1. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. – Л.,1973. – Т.5.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.,1979.

3. Иванова А.А. Философские открытия Ф.М. Достоевского. – М.,1995.

4. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. – М.,1995.

 

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА