АКТИВИСТ, АКТИВ, АКЦИЯ, АКЦИОНИРОВАНИЕ – ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА, А КАК НА ПРАКТИКЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДОЛЯ ОТ АКЦИИ?

Печать

Автор: Бобырева Т.С. Категория: Бобырева Тамара Сергеевна

Акционирование – жизненная необходимость. Нравится нам это или нет, но государство снимает с себя часть своих полномочий в отношении государственного предприятия с целью повышения эффективности управления и организации производства. Это вид приватизации. Одна из организационно-правовых форм предприятия.

Поэтому Закон «Об акционерных обществах» очень важен в процессе акционирования, т.к. не государство должно давать гарантии бизнесу, а законодательство. В России есть Федеральный Закон «Об акционерных обществах», в Гражданском Кодексе РФ в Статье 96 изложены «Основные положения об акционерном обществе». Существуют нормативные документы министерств и ведомств, например, «О рынке ценных бумаг», «Об акционерном обществе» и др. Встает вопрос: нужен ли Акционерный Кодекс вместо Закона «Об акционерных обществах»? На мой взгляд, нет. Но каждое акционерное общество может создать свой Акционерный Кодекс (например, Кодекс корпоративного управления АО). Наверное, в этом есть смысл. Кодекс позволит учесть мелочи, разбить те или иные положения на части, объяснить сложные ситуации, которые могут возникнуть в процессе функционирования акционерного общества. Сокращение ВВП, структурная финансовая депрессия, исчезновение рынка ценных бумаг – возможно, создание Акционерного Кодекса поможет в какой-то степени решить эти насущные проблемы.

Рассмотрю чисто лингвистический аспект – этимологию понятий: «активист», «актив», «акция», «акционирование». Эти однокоренные слова восходят к праиндоевропейскому языку. Отличаются они в сфере употребления.

Активист – деятельный, энергичный член коллектива.

Актив – 1. деятельная часть организации;

             2. часть баланса – в русском языке появилось в первой воловине XIX века как финансовый термин, заимствованный из английского языка.

Акция – 1. действие;

             2. ценная бумага.

В этих значениях слово появилось со времени Петра I. Пришло в Россию через голландский и немецкий языки.Сфера употребления слово «акция» широка: экономика, философия, социология, финансы, политика, юриспруденция, бизнес.

«Акционирование» происходит от глагола «акционировать» и существительного «акция». Слово появилось тоже со времени Петра Iи пришло в Россию через голландский и немецкий языки.

Чем же отличается доля от акции?

Доля – многозначный термин:

  1. 1.(общеупотребит.) – дележ пойманной добычи или земельных участков.

Позднее: 2. влияние судьбы на человека (синонимы: доза, процент, порция, квота).

   3. Википедия: участие в капитале компании, например, ценная бумага (акция), дающая право собственности, пай во взаимном фонде, кооперативе.

4. Экономико-математический словарь: доля в акционерном капитале – акция или пакет акций, дающие право на получение пропорциональной части дохода от собственности после вычета всех обязательств.

   5. Бизнес-словарь: участие в уставном капитале в виде владения ценными бумагами, право на часть прибыли.

Что же отличает владельца доли от владельца акции? Владеющий ДОЛЯМИ имеет право:

- приобретать другие доли и продавать имеющиеся;

- участвовать в управлении путем голосования по вопросам стратегии, распределения бюджета;

- могут претендовать на дивиденды.

Отличие ДОЛИ от АКЦИИ в следующем:

- не делается владельцем;

- не обязывает платить дивиденды;

- не гарантирует обратного выкупа по цене покупки;

- не является долговой и тем более ценной бумагой;

- не может влиять на процесс управления.

Но это все теория. Что же часто получается на практике? Да, акционирование – жизненная необходимость. Но всегда ли цель достигается? Много ли «оздоровленных» предприятий после акционирования? Сколько предприятий в сговоре с определенным кругом лиц было скуплено иностранцами, которые не были заинтересованы в развитии российской промышленности? Почему продолжает обогащаться только определенный круг людей? Разве цель акционирования – не увеличение эффективности работы предприятия и создание рабочих мест? На мой взгляд, отсутствие должного контроля, невыполнение законов, игнорирование моральными качествами личности позволяют «системе» выносить ту публику, для которой «жизненная необходимость» замыкается только на себе. И при таком подходе (обращаясь к теме семинара) результаты акционирования будут ничтожно малы и не важно, что лежит в основе: Акционерный Кодекс или Закон «Об акционерном обществе». Как говорил известный сатирик Михаил Жванецкий: «Может, подправить что-то в консерватории?»