КТО ТУТ ЧУДОВИЩА С СЕВЕРА?

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Пока только в кино.
Политизированность кино уже давно стала «общим местом». Политический подтекст давно просматривается практически в каждом фильме. Однако есть картины, которые выделяются и на этом фоне. В искусстве, даже насквозь политизированном существует своя этика. Создатели фильмов как-то воздерживаются от призывов к крайним мерам, прикрывают свои намеки, стараются их вуалировать. Не давать прямых улик. Ведь открытое заявление дает право на легальный контрудар, часто весьма болезенный. В данном случае кинодеятели если не переступили предел приличий, то сильно к нему приблизились.
 
В декабре 2016-го года на экраны мира, а в январе 2017-го – на экраны России, вышел фильм «Великая Стена», снятый совместно китайскими и американскими кинематографистами (обратим внимание на это обстоятельство чуть позже).
Сюжет фильма прост и давно растиражирован Голливудом. Я такой сюжет называю «Волшебник страны ОЗ». В некую страну, в поисках сокровищ, приходит мошенник (как правило, англоговорящий) где под влиянием местных жителей в нем просыпается благородство, он совершает массу хороших поступков, за что его награждают. Так, в общем, и здесь, только в роли волшебной страны выступает средневековый Китай. А в роли сокровища, за которым охотится мошенник – порох – супероружие начала прошлого тысячелетия.
Отдадим должное создателям фильма. Картина сработана мастеровито. Чудовища прорисованы подробно и реалистично, хотя очевидно, что это компьютерная графика. Экипировка воинов и выполнена тщательно и просто красиво. Бой показан с минимумом крови, зато как высокое искусство. Особо хотел бы выделить созданные воображением авторов «журавлиные войска». Броски девушек вниз с крепостной стены на приспособлении, напоминающем «тарзанку», двойное, тройное сальто с бросками копий во врагов смотрятся более чем эффектно. Элементарная логика подсказывает, что куда проще и эффективнее было бы сбросить на осаждающих бревно или плеснуть горячей смолой, но всё равно идея красивая.
Фильм явно ориентирован на семейную аудиторию. Романтическая линия обозначена более чем целомудренно. Главные герои, несмотря на явную симпатию, даже не целуются. Боевые сцены напоминают скорее акробатические этюды, чем реальный бой. В общем, повторюсь, фильм сделан очень качественно.
 
Отдав должное художественной стороне картины, остановимся на политическом подтексте, который не просто просматривается, но навязчиво демонстрируется. Начнем с того, кто приходит в Китай и с кем в союзе китайцы побеждают чудовищ. Уильям Гэрин - явный англичанин. Американец прийти в Китай в средние века не мог по той простой причине, что США появились на карте мира на несколько веков позднее. Но в наше время Англия и США политически практически одно и то же. Перо Тобар[1] - похож на испанца или португальца и явно символизирует остальную Европу. Сюда же относится и Ризетти – итальянец[2]. Первоначально в компании авантюристов, направляющихся в Китай, есть еще и араб Наджид, но он гибнет по пути. По каким-то причинам авторы фильма не сочли нужным включить в компанию победителей представителей арабского мира. Отметим, что рубеж первого и второго тысячелетия нашей эры – это эпоха крестовых походов и арабских завоеваний. Отношения между христианами и мусульманами с очень большой натяжкой можно назвать дружественными. Поэтому мусульманин к компании христиан смотрится сомнительно.
Таким образом, в современном контексте прорисовывается союз Китая, США, Европы, - с какими-то оговорками, и где-то просматриваются шансы арабских стран, но явно при каких-то условиях.
 
Теперь против кого союз? Ответ очевиден: Кто находится к северу от Китая и Великой стены? – Россия. Причем задача героев фильма сводится к убийству главной особи в популяции чудовищ, без которых остальные чудовища цепенеют. Если это не установка на убийство национального лидера России, то что? Куда уж конкретнее?!
 
Таким образом, фильм «Великая Стена» дает установку на союз Китая и стран Запада против России с недвусмысленным намеком на уничтожение высшего руководителя страны. И здесь мы обратим внимание на то, что фактически этот союз уже существует, хотя бы на уровне кинематографистов. Фильм снят совместно США и Китаем.
 
P.S.
Но фильм породил и новые вопросы:
Китай в такого рода демаршах до этого замечен не был. И вообще Китай в последние годы демонстрирует не враждебную России внешнюю политику. Чье тогда мнение выражает фильм? Отдельных групп влияния или властных кругов?
Голливуд напротив нередко высказывался и довольно жестко в адрес нашей страны и её руководителей. Но как показали прошедшие в прошлом году президентские выборы, Штаты совсем не однородны. И здесь предстоит разбираться, выявляя какие влиятельные силы стоят за данной картиной.

Книги автора можно приобрести здесь.


[1] Он показан мошенником и вором, но благородный Уильям его в конце концов спасает.

[2] Этот персонаж гибнет на подходе к цели. Не является ли это выражением позиции кураторов картины к позиции итальянского руководства? Известны факты пророссийских демаршей итальянских политиков.