КИНОПРИМИРЕНИЕ КРАСНЫХ И БЕЛЫХ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Болдырев Андрей Валентинович

«Примирить Красных и Белых». В таком виде эта проблема была сформулирована руководителем Изборского Клуба Александром Прохановым. Однако не он первый её поднял. Революция и Гражданская война оставили в нашем народе глубокую, незаживающую и по сей день рану. Было сказано и сделано много такого, что люди не могут простить и через поколения.

В советское время проблема была подавлена победившими красными, но с крушением СССР и красной идеологии стороны оказались в равной позиции, и дискуссия разгорелась вновь, принимая, нередко, ожесточенные формы. Что делать? Как жить дальше? Как преодолеть раскол? Как объединить общество? Одно из последних проявлений этой дискуссии – сериал «Торгсин», вышедший на телеэкраны летом 2017-го года, года столетия двух революций.

 

Сюжет сериала выстроен вокруг детективной истории поиска коллекции изумрудных украшений князей Ахрубековых. Параллельно показывается советская действительность середины 1930-х, в том числе работа системы Торгсин[1] и НКВД времен наркома Генриха Ягоды. И, нужно отметить, сериал сделан качественно. Детективная интрига сохраняется до самого конца. Актеры высокого уровня, уже зарекомендовавшие себя в отечественном кино. Грамотная, исторически корректная отработка реквизита. Знатоки истории, пожалуй, отметят, что Челюскинцев спасали не в 1935-м, когда происходит действие фильма, что летчик Валерий Чкалов, на которого возможен намек в появляющемся в эпизодах летчике Волгине, не участвовал в их спасении. Но, скорее всего, авторы фильма и не ставили задачу точной привязки к историческим прототипам, а просто постарались воссоздать атмосферу середины 1930-х.

 

Отдав должное художественным достоинствам сериала, обратим внимание на диалог князя Ахрубекова и бывшего чекиста, бывшего директора универмага «Торгсин» Виктора Сереброва в заключительной серии. Оба они идейные борцы за свое дело и оба запятнали себя кровью в смутные времена и поэтому находятся в равных условиях, но «по разные стороны баррикад». Больше чем уверен, что весь фильм задумывался именно ради этого диалога. Поэтому воспроизведем его:

«- Зачем вам изумрудная коллекция, князь? Вы шестнадцать лет жили в Париже, неужели поиздержались? Или хотите продолжить борьбу с Советской Россией и хотите воевать дальше?

- А если и так, то что? … Они принадлежат моей семье.

- Они принадлежат народу! На деньги от их продажи мы можем оснастить новую гидроэлектростанцию или целый завод.

- А что с того завода вашему «советскому человеку»? Он что, станет жить лучше?

- Это вам надо жить лучше, краше, вкуснее, а нам надо по совести. Вот кого я считаю действительно достойными людьми – тех, кто живет ради других.

- Сколько миллионов людей истребили большевики ради этой вашей идеи «жить ради других»?

- А сколько погубили вы, чтобы в ваших «достойных» было всё, а у простого человека ничего.

- А что ваша власть дала простому народу? Голод? Разруху? Нищету?

- Мы всё это преодолели …

- Для чего? Чтобы чиновники ходили в этот ваш «Торгсин» и ни в чем себе не отказывали, пока остальные покупают хлеб по карточкам? Молчите? Нечего возразить? Ваши вожди уверены, что они выше закона. Они решают за вас как вам жить. Они казнят, они же и милуют потому что такие как вы позволяют им это делать. Вы, вы, вы проливали свою и чужую кровь, чтобы кухарки правили страной. Вы и подобные вам уничтожили великую империю Россию. В которой был порядок, были понятия чести, добра и совести, благородства. Россию у которой было будущее.

- А каким будущее России было бы при вас, князь? Дети, работающие на заводах капиталистов за копейки. Барин, обдирающий крестьян. Рабочий, который, чтобы прокормить семью, вынужденный работать по 14 часов в день без выходных.

- На всё воля божья…

- Бросьте! Не приплетайте сюда бога. Советский Союз показал рабочим всего мира, что мы сами кузнецы своего счастья. Всё в наших руках, руках трудового народа. Не за Россию вы дрались, князь, а за эти капиталы, это имение, эти изумруды. Вот о чем вы жалеете. Вот почему всё не успокоитесь, всё лезете и лезете к нам. И не вам обвинять нас в смерти миллионов. А главное – вы проиграли. История показала, кто из нас прав.

- Не будьте так самоуверенны, товарищ чекист. Не всё еще закончилось. Русского человека можно долго обманывать. Он чудовищно терпелив. Но однажды он всё поймет – и тогда берегитесь. Тогда полетят уже ваши головы. Нет, я до этого, быть может, уже не доживу, моя дочь – тоже. Но мои внуки, я думаю, дождутся этого.

- Вы не знаете народа, с которым жили бок о бок столько времени. Вы не понимаете его. Вот почему вам было так легко убивать его. И дай вам шанс, вы поступили бы точно также. Ну, я же прав, князь!

- Ради Родины я готов на всё.

И здесь вмешивается дочь князя:

- Хватит воевать. Вы что не видите, вы снова начинаете войну прямо здесь, сейчас. И кто будет жертвой? Я? Моя мама? Братья? Другие дети и женщины? Но ни вы, князь, ни вы, Серебров, не смогли спасти мою маму. У вас нашлись более важные дела. Нет среди вас правых. Вы все виноваты, когда гибнут простые люди.

 

Если обобщить, то высказаны основные претензии сторон друг к другу и подведен печальный итог: «Нет среди вас правых. Вы все виноваты, когда гибнут простые люди.»

Чем же заканчивается фильм? Какое решение предлагают авторы? Коллекция изумрудов переходит в собственность советского государства и остается в России. Князь возвращается за границу и больше о нем не слышно. Серебров меняет документы, женится на дочери князя, и они вместе теряются среди множества желающих работать на «Днепрогэсе». Иными словами, ценности остались в России. Претензии аннулированы, а стороны соединились, чтобы жить дальше, отринув прошлое. По-видимому, и всем «белым» и « красным», предлагается аннулировать взаимные претензии по принципу «все на все», чтобы дальше жить одним народом.

 

Нельзя не обратить внимания на ставшую уже традиционной в наших семинарах тему ЧК-НКВД-КГБ. Подобно сериалам «Паук», «Однажды в Ростове» и других сотрудники органов госбезопасности занимаются интригами, собственным обогащением, придумывают мнимые заговоры и при этом лично остаются глубоко несчастными людьми. Конкретно в «Торгсине» перед зрителем раскрыт образ Матвея Ярового. Всю жизнь он мечется между стремлением сохранить свое место в системе НКВД и криминальными поисками изумрудной коллекции Ахрубековых, чтобы уехать с ними за границу. Любит красавицу жену, которая изменяет ему, в том числе, и с его лучшим другом. И в результате остается ни с чем. Счастье обретает Виктор Серебров, но вырвавшись из системы НКВД.

Откровенным мерзавцем показан нарком НКВД Генрих Ягода. В фильме фигурируют хищения государственных средств, мнимые заговоры, утонченный и грубый разврат, наконец, банальное хамство. И когда в эпилоге сообщается, что он был расстрелян в 1938-м, у зрителя не возникает ощущения невинной жертвы.

Таким образом, в очередной раз система органов государственной безопасности выглядит крайне несимпатичным явлением.

 

Еще один любопытный момент. Академик Ферсман в фильме рассказывает, как убеждал Троцкого не отправлять за границу драгоценности. Фактически, это свидетельство, что Троцкий и компания[2] занимались переправкой за рубеж ценностей. В 1930-е это оправдывалось индустриализацией. А в 1920-е, при Военном Коммунизме и НЭПе чем?

 

Хотелось бы отметить актерскую работу Александра Шакурова. В фильме он сыграл фактически две роли. Старика-сторожа детской колонии и князя Ахрубекова. В принципе, было понятно, что появление в середине сериала актера такого уровня не ограничится открыванием и закрыванием ворот и этот персонаж должен сыграть какую-то важную роль в сюжете. И это предположение оправдалось. Обе роли актеру удались. С одной стороны, мы видели старого человека, доживающего свои дни около бывших беспризорников. С другой – потомственного аристократа, профессионального воина сохраняющего еще силы и воинский дух. Преображение произошло на уровне взгляда, осанки, манеры говорить, жестикуляции.

 

Попутно. Интересно использование в картине аристократического рода заведомо татарского происхождения, участие Александра Шакурова, – татарина по национальности, - наводят на мысли: а нет ли здесь ассоциаций с нынешними взаимоотношениями Казани и Москвы? Известно, что еще с 1990-х Татарстан имеет особый статус, закрепленный в соответствующих документах. И сериал выходит как раз тогда, когда пришел срок эти документы переоформлять.

В России было предостаточно татарских дворянских фамилий. Аксаковы, Басмановы, Тургеневы, Юсуповы и другие занимали в обществе высокое, но не особое положение. Не является ли фильм с одной стороны демонстрацией уважения к общей истории русских и татар, а с другой предложением не претендовать на особый статус?



[1] ТОРГовля С ИНостранцами – государственная организация, занимавшаяся скупкой у иностранцев и советских граждан валюты и драгоценностей в обмен на качественные товары и продукты. Расчет велся в золотых рублях. Курс золотого рубля на черном рынке доходил до 60 обычных рублей. Всего за время работы Торгсина было выручено более 270 миллионов золотых рублей, направленных, как утверждается официально, на нужды индустриализации СССР.

Вопрос использования этих средств, а также источников валюты для закупа иностранного оборудования – предмет отдельного разговора.

[2] Мы намеренно используем это определение вместо «большевики» или «красные», понимая, что силы, пришедшие к власти в России в начале 1920-х, были крайне неоднородны.