АКТУАЛЬНОСТЬ «ПРЕМИИ»

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Сколько я себя помню, в Челябинске, если ехать из центра в Металлургический район, справа по ходу трамвая, на территории лакокрасочного завода стоял остов цеха. Отец как-то пояснил мне, что в народе его называют «памятником бесхозяйственности».

Начали строить толи в конце 50-х, толи в начале 60-х. Под хрущевским лозунгом «Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны, плюс химизация народного хозяйства». Однако не достроили. Так и остался тот остов стоять, на виду у всего города, живым напоминанием о впустую вложенных средствах. И таких «памятников» по стране было не мало. А люди видели. Многие задумывались …

 

Фильм «Премия» вышел на экраны в 1974-м году. По телевидению его показали позже. Мне было что-то около 8 лет, и я не мог понять, почему родители так увлеченно его смотрели. Дяди и тети сидят в комнате и разговаривают. То ли дело «В бой идут одни старики» или «Золото Маккены». Потребовалось вырасти, выучиться, самому поработать и на производстве, и в строительстве. Застать отголоски плановой системы, поработать с реальными капиталистами. Пережить «Перестройку» и 90-е. Сейчас я старше, чем были мои родители, когда смотрели фильм. И я сам неотрывно наблюдал за происходящим на экране. Ловил каждое произнесенное слово.

 

Возмущенная кавардаком, который царит на стройке, бригада строителей в знак протеста отказалась получать премию за якобы перевыполненный план. На самом деле план не был выполнен и «выполнение» было результатом бумажных игр. На созванном по этому поводу совещании парткома бригадир Василий Потапов на конкретных расчетах доказывает, что план мог быть выполнен безо всяких манипуляций, а объект сдан в срок. Его сначала не воспринимают всерьез, пытаются «заговорить», «спустить на тормозах». Но потом понимают, что дело не в личном интересе и даже не в интересе бригады. Люди болеют за весь трест и даже за всю страну.

Напомним некоторые особенности семидесятых годов прошлого века. Страна строила Коммунизм, который был обещан в 1980-м. Об этом говорили в детских садах, школах, ПТУ, техникумах, ВУЗах. По радио и телевидению. Улицы буквально пестрели лозунгами вроде «НАША цель – Коммунизм!». Почти все верили, нет-нет, да возникали сомнения. В фильме молодой рабочий, когда они с бригадиром разбирались с очередным ляпом снабженцев, сказал Потапову: «Так мы коммунизм не построим…». А тот не нашелся что ответить. В середине 1970-х, это было крамолой, с одной стороны. А с другой – криком души миллионов людей. Еще была вера в Партию, в её руководящую роль и именно к Партии в лице парткома обратился Потапов, чтобы его услышали и начали что-то делать.

А состав парткома оказался интересным. Представлен практически весь спектр отношения к проблемам советской экономики.

Начнем с возмутителя спокойствия – пролетария, бригадира Потапова. «Я мзды не беру, мне за державу обидно», - эти слова из «Белого солнца …» относятся и к нему. Вместе с бригадой они пошли на беспрецедентный ход. Отказались от премии, мотивируя тем, что в действительности план не выполнен. Более того, с цифрами на руках доказали, что прежний план был выполним при условии регулярной работы. И тогда они безо всякой премии заработали бы значительно больше. «Ударом под дых» для Потапова стало известие, что часть бригады получила-таки премию. Люди не поверили, что удастся что-то сделать, что-то изменить, не верят ему. Нужно отдать должное актерскому мастерству Евгения Леонова. Столько отчаяния выражала спина уходящего бригадира. Скорее всего, завтра он уволится. Как ему работать с людьми, которые в него не верят?

Дина Павловна из планового отдела (Нина Ургант). Сочувствующий интеллигент-одиночка. Это она снабдила бригаду Потапова необходимыми цифрами и помогла выполнить расчеты. Она прекрасно знает ситуацию. Прекрасно знает, что первоначальный план «скостили» неправильно, а перевыполнение уменьшенного плана – чистой воды «липа». Заявить открыто сил в себе не находит. Но силы поддержать смельчаков она в себе нашла. Немалую роль в этом сыграло простое человеческое сочувствие и дружеское отношение потаповских ребят. Таких было много. Тихих профессионалов, которые знали что происходит, искренне переживали, но не знали, что делать. Найдись какой-то внятный лидер, они без колебаний пошли бы за ним, как сделала Дина Павловна. Она тоже возмутитель спокойствия, но ведомый, а не ведущий.

Плывущие по течению – крановщица Александра (Светлана Крючкова) и главный диспетчер Фроловский (Армен Джигарханян). Разница между ними в том, что первая не задумывается и во время простоя не подсчитывает убытки в масштабе страны, а просто, сидя в кабине башенного крана, вяжет носки дочери. А второй всё понимает, но давно махнул на всё рукой и предпочитает шевелиться так, чтобы не наказывали и тихо спать на парткомах, совещаниях. Живет по принципу: «авось там как-нибудь сам собой, без меня образуется». От таких мало толку, но и проблем они не создают, за что их ценит начальство. От спячки Фроловский пробудился после того, его сын, работавший в бригаде Потапова, отказался получать вместе со всеми премию. И не получил даже тогда, когда получила большая часть бригады. Плыть по течению легко и комфортно, но неизвестно, куда это самое течение прибьет? К песчаной прогретой солнцем отмели или разобьет о пороги. Вот и поддержали они оба предложение Потапова отказаться от премии всем трестом.

Есть еще такие, которые не плывут по течению, а угрюмо упираются в дно. Что-то изменить они возможности не видят, протестовать не рискуют, только молча осуждают. Нет, они не пытаются изменить течение реки, но завихрения от них есть. Да и споткнуться о такого можно, днище пропороть. Начальство их не любит за угрюмый саботаж. Формально придраться не к чему, косой взгляд в протоколы не заносят. Но и в приказы о поощрении тоже не включают. Таков начальник СМУ Виктор Черников (Леонид Дьячков).

А есть еще те, кто приспособился или пытается приспособиться выживать в системе. Бригадир Качнов - персонаж Александра Пашутина научился выбивать для себя ресурсы, лавировать в бюрократическом потоке. Может быть, он и осознает неправильность ситуации, но найдет ли он себя в ситуации правильной? Поэтому и чурается перемен. С другой стороны прораб Зюбин (Бронислав Брондуков) не нашел ключей к ситуации. Но для него лучше понятное сейчас, чем непонятное новое. И пусть его не особо воспринимают всерьез. Пусть он «бегает как Савраска целый день». Но он так привык. Первый выступил против предложения Потапова. Второй воздержался.

Наконец те, кто поддерживают систему. Болтун и демагог, инженер по технике безопасности Любаев (Виктор Сергачев). Не хочу обобщать, но работа служб техники безопасности часто сводилась к формальным инструктажам, ежеквартальному сбору подписей, регулярной расклейке табличек. Оплата повременная. Как бы ни шла стройка, они свое получали. Лишь бы ЧП не было. Ему хорошо. Он умеет говорить, ничего не делая конкретно. Заболтать любую проблему – не вопрос. Уметь погасить, спрятать проблему – тоже профессия. И не беда, что проблема останется, зато квартал кончится.

Начальник планового отдела Шатунов (Михаил Глузский). Это верный слуга системы. Его трудом создаются и корректируются планы. Для него принять предложение Потапова – это поднять руку на любимое детище. Понятно, что он против.

Партия, как высшая справедливость в лице парторга Соломахина (Олег Янковский). Тогда ни кто не покушался на авторитет Партии. Партия считалась эталоном честности. Не зря Соломахин ссылается на ленинские принципы и последний номер «Правды». Именно к Партии обращается Потапов в надежде быть услышанным и что хоть что-то изменится. И именно с подачи парторга проходит голосование по предложению Потапова. Даже тогда, когда большая часть бригады Потапова получила премию. Нет, проблема не исчерпана. Дело не в премии, дело в этих сорока рублях. Люди не поверили. А веру терять нельзя!

Голоса членов Парткома разделились. Трое «за», трое «против». Остался управляющий трестом Батарцев (Евгений Самойлов). Он знает всё лучше Потапова. Лучше всех понимает недостатки системы, потому что сам часть системы. Но и понимает также, что систему изменить практически невозможно. И если Потапов не боится выступить, потому что слабо представляет, против чего выступает, то управляющий это понимает прекрасно. Но он также понимает и к чему приведет такая работа. Построенный кое-как комбинат – это бракованная продукция. Бракованная продукция – убытки и поломки у потребителей. И, - в конце концов, – катастрофа в масштабах страны. Он знает, что таких трестов, как его, таких «выполненных» планов по стране совсем не единицы. И его поднятая «за» рука – это не просто знак протеста, крик души, но глубоко обдуманное и взвешенное решение. Готовность идти против главка, министерства и всей системы. Готовность работать над изменениями. Готовность оставить в этой работе нервы и здоровье, но спасти будущее Страны.

 

Фильм с трудом, но всё-таки можно назвать оптимистичным. Тезис «так нельзя» прозвучал. Тезис «как надо» - всего лишь в виде двух рукописных тетрадок. Маловато. На мой взгляд, фильм можно свести к тезису «Делайте что-нибудь, пока вам еще верят. Иначе рухнет всё.»

Мои родители, когда смотрели фильм, явно узнавали если не себя, то своих коллег. Ситуация, показанная в фильме, им была знаком не понаслышке. Вот почему они с таким интересом смотрели фильм.

 

Самое интересное, фильм где-то своевременен. Явления, показанные в фильме, присутствуют и в современной жизни, хоть и в меньшей степени. Просто их цикл короче. Запас прочности даже очень больших предприятий мал, но он есть. И в рамках этого запаса встречаются отголоски. А если говорить о серьезных фирмах уровня естественных монополий, то там, как говорится, «греха хватает». Я сам сталкивался и заниженными планами (даже в фирмах с западным управлением), с «объективными» обстоятельствами. Но в нынешних условиях эти уловки быстрее всплывают. Затянул контракт – попал на «штрафники». Это чиновника в главке можно уговорить. Он не своими деньгами распоряжается. А коллегу-предпринимателя нет. Он деньги не из воздуха достает. Занизил план – раз прошло, два прошло, а третий – можно и под сокращение попасть. Страна-завод, каким был СССР больше не существует. И одна из причин его крушения показана в фильме. Именно поэтому, фильм стоит посмотреть, чтобы катастрофы не повторялись, даже в малом.

 

Кстати, «памятника бесхозяйственности» больше нет. Нашлись люди, которые нашли ему применение. Сейчас там автосалон.