ДОБРЫНЯ – ГЛАВНЫЙ ЗЛОДЕЙ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Болдырев Андрей Валентинович

С ног на голову - теперь и в России.

К тому, что в Голливуде попутали добро и зло мы не то чтобы давно привыкли, но по крайней мере перестали удивляться. Криминальные элементы там творят добрые дела, а добропорядочные граждане совершают дурные поступки.

Навскидку можно припомнить фильмы «Малавита», «Великий Гэтсби». Но теперь эта мода добралась и до нас. Фильмы-перевертыши начали снимать наши актеры и режиссеры, при поддержке наших государственных телеканалов. И самое неприятное — на материале наших сказок и былин. Того, что для нас казалось незыблемым, вошедшим в сказки и легенды нашего народа. На чем мы привыкли воспитывать наших детей. Ленин, Сталин, Чапаев – эти личности то возносились на пьедесталы, то становились героями анекдотов. Красные и Белые в свое время натворили столько, что историки до сих пор спорят, где рыцари, а где мясники[1]. Однако русские богатыри столетиями звучали в рассказах родителей детям. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович из поколения в поколение побеждали Змея-Горыныча, Кощея, Идолище Поганое, приструняли Бабу-Ягу и спасали нашу Родину от бед и нашествий. Оставались символом добра, защиты, справедливости. В последние десятилетия много чего произошло в нашей стране, многое «переосмыслилось». И вот наконец наши заокеанские «партнеры» добрались и наших былин. Поставили их с ног на голову.

Начну с конца и воспроизведу диалог со своей девятилетней дочерью после просмотра фильма:

- Понравился фильм?

- Понравился

- Кто победил, добро или зло?

- Конечно, добро.

- А кто был хорошим в фильме?

- Ну, Иван, Василиса, Водяной, Баба-Яга и Кощей Бессмертный

- А плохими?

- Этот…, самый богатый…, князь… Добрыня и его жена.

В американской традиции такого рода диалоги принято завершать словами NoComment(Без Комментариев). Но мы откомментируем. Поскольку это, с позволения сказать, эстетическое явление задело за живое.

Речь идет о фильме «Последний Богатырь», что буквально только что вышел на экраны страны.

 

Сразу напомним, что фильм снят подразделением компании «Disney» в России и российской компанией «Yellow, Black and White», российскими специалистами и актерами (из иностранцев я увидел только композитора). Кроме того, в титрах мелькнул логотип Первого Канала[2].

Чисто внешне – вполне себе безобидный фильм, вполне отвечающий категории 12+. Снят в популярном в последнее время жанре «Попаданец», когда герой из нашего мира попадает в прошлое или в параллельный мир. Добрый юмор, хоть и несколько «плоский», зато совсем без скабрезностей. Чувственная линия выстроена очень мягко, так что не стыдно посмотреть с детьми и моложе 12. Рукопашные схватки больше напоминают хорошо поставленные акробатические этюды и совершенно без крови. Однако общая концепция вызывает большие вопросы.

Начнем с того, что фильм снят на базе часто используемой в Голливуде идеи, которую мы обозначаем как «Благородный мошенник спасает мир». Примеры, думаю, каждый вспомнит без особого труда. Вот и здесь проживающий в Москве Иван Найденов хорошо зарабатывает на жизнь тем, что представившись «Магом Светозаром» морочит головы людям. Однако не лишен меры благородства и порядочности. Он совершенно спокойно снимает «порчи и привороты» со скучающей жены «авторитетного» бизнесмена, но не решается выманивать деньги из родных находящейся в коме девочки[3]. Где-то он даже вызывает сочувствие: сирота, детдомовец, над которым жестоко шутили ровесники. Но в один момент он попадает в сказочный мир Белогорье, где оказывается, что он сын Ильи Муромца, которого настоящий Маг Светозар спрятал в нашем мире. И что именно он может найти Меч-Кладенец.

Дальше он встречает Кощея Бессмертного – типа несколько мрачного, но, в общем, не особенно злого, обаятельнейшую Бабу-Ягу и красавицу Василису, способную обращаться в лягушку и обратно. Вместе с ними он пытается добраться до Меча и на этом пути их преследует жена Добрыни – Варвара. Она выглядит главной злодейкой, по-началу. Однако в конце фильма проясняется, что действовала она с ведома и санкции мужа. Что в свое время Добрыня Никитич соперничал с Ильей Муромцем за первенство и в результате Илья был обращен Варварой в камень. Теперь, чтобы обрести бессмертие и вечную власть, Добрыне нужен Меч-Кладенец, который найти может только потомок Ильи Муромца. После серии интересных и где-то комичных приключений Меч находится, и Добрыня обретает бессмертие, причем по той же волшебной схеме, что и Кощей. И тут выясняется, что Добрыня становится, по сути, Кощеем Бессмертным. Более того, смерть и того и другого заключена в одном кристалле. Во время последнего поединка Кощея и Добрыни четко проговаривается, что они по сути одно и то же. И Кощей демонстрирует самопожертвование, уничтожает кристалл вместе с собой и Добрыней во имя спасения Белогорья.

Дальше, как и положено в соответствии с законами жанра, Happyend: Оживает Илья Муромец, общий пир, Иван и Василиса в избушке на курьих ножках едут знакомиться с её родителями. Попутно, Иван, при помощи Живой Воды, выводит из комы девочку, которую отказался лечить как «Маг Светозар».

 

Попробуем подвести итог. В семейном фильме главным злодеем выведен богатырь Добрыня. Обратим внимание, не Илья Муромец, не Алеша Попович, а именно Добрыня. Подмена происходит на уровне слов, знаков. Злодеем сделали Добрыню, чье имя происходит от корня Добро. Выход такого рода фильмов на экраны России вызывает серьезные сомнения.



[1] В оригинале это звучит так: «Белое движение начинали рыцари, а заканчивали мясники»

[2] Напомним, что почти 40% акций канала принадлежит Росимуществу

[3] К слову, в конце концов, он спасает эту девочку при помощи принесенной из Белогорья Живой Воды.

 

Опубликовано в Литературной России