СОТРУДНИЧАЛ ЛИ СТАЛИН С РОКФЕЛЛЕРАМИ?

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: Болдырев Андрей Валентинович

После того, как мы рассмотрели работу Троцкого на посту председателя Концесскома и стало понятно с выдворением Троцкого из страны, резко пошли на убыль и концессии, нас заинтересовал другой вопрос.

Какие концессии ушли сразу, а какие существовали дольше других и почему именно они оставались в СССР? И эти вопросы навели на любопытные размышления и предположения. Подчеркиваю, только предположения.

 

Так вот, к 1933-м году в СССР были ликвидированы все промышленные концессии. А к середине 1930-х - все торговые, кроме датской телеграфной концессии, концессий, полученных Японией на рыбную ловлю и разработку угольных и нефтяных месторождений на Дальнем Востоке, и концессии StandardOil. Обратим внимание на последнюю концессию.

 

А вот факт из биографии И.В. Сталина. В декабре 1904-го года под его непосредственным руководством в Баку была организована большая стачка, кончившаяся человеческими жертвами, большим материальным ущербом и первым в России заключением коллективного договора.

Любопытные моменты. Наиболее крупными владельцами нефтепромыслов в Баку были, в том числе, Нобели, Ротшильды, А.И. Манташев. Известен факт знакомства Манташева с бароном Эдмоном де Ротшильдом[1] как раз в те времена, когда Баку переживало нефтяной бум, а Манташева именовали «нефтяным королем». На рубеже XIX и XX веков Баку был мировым центром нефтедобычи, где добывалось 95% российской и 50% мировой нефти. В начале 1900-х компания StandardOil фактически монополизировала нефтяной рынок в США и присматривалась к европейскому. То есть, фактически, стачка была организована на предприятиях конкурентов Рокфеллера.

 

Есть еще одно интересное совпадение. В 1930-е, когда влияние Сталина в СССР выросло, концессии в массе своей свернулись. Но в СССР пришли американские корпорации. Правда, это были уже не концессии, и, тем не менее. Форд – в Нижний Новгород (Горький) (ГАЗ), Катепиллер в Челябинск (ЧТЗ), МакКормик в Москву (хлебозавод). Список получается очень длинный[2]. В конце 1930-х нам продали документацию на современные самолеты, в том числе на один из лучших транспортников своего времени «Дуглас DC-3» [3], ставший в нашем производстве Ли-2. Тогда же в 1930-е в Голливуд на учебу съездил режиссер Григорий Александров. Список можно продолжать. Под какие и чьи гарантии заключались контракты и сделки с обеих сторон? С учетом поведения СССР в сфере концессий гарантии должны были быть твердыми, проверенными временем.

 

1940-е. Вторая Мировая война. Известно, что Соединенные Штаты занимали сложную позицию по отношению как с Советскому Союзу, так и к войне в Европе вообще. Раздавались голоса в пользу того, чтобы вообще не вмешиваться в чужие дела. Были такие, кто сотрудничал с Гитлером[4]. Но нашлись и такие, кто способствовал участию США в Войне на стороне СССР. Кто дал гарантии, что по Ленд-лизу будут произведены выплаты в полном объеме[5]? Можно спорить о количестве и качестве поставляемых материалов и технике, о сроках открытия Второго фронта, об ожесточенности боев на Западном фронте. Несомненно одно: без этих поставок, без Второго фронта, Война длилась бы дольше и стоила бы еще миллионов жизней наших людей.

 

Мировая политика, мировая экономика явления очень сложные, особенно с их изменениями в течение времени. На этом уровне отношения строятся не по принципу друг-враг. Всё очень и очень сложно. Однако, возникает вопрос, а не заложил ли И.В. Сталин в годы своей революционной юности основы сотрудничества с Рокфеллерами, плодотворно продолжавшегося долгие годы?



[1] 1845 – 1934, младший сын Джеймса Якоба Майера Ротшильда – основателя парижской ветви Ротшильдов

[2] Подробнее: Antony C. Sutton «Western Technology and Soviet Economic Development»

[3] К сожалению, на производство удалось поставить только Ли-2. Остальные перевести на метрические резьбы и крепеж не удалось. По версии ряда историков, покупка лицензии на производство самолетов, которые не смогли освоить в производстве и потраченные зря деньги стали причиной ареста А.Н. Туполева.

[4] Например, Генри Форд, чей завод в оккупированной Франции (г.Пуасси) производил и поставлял Вермахту авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили. Как, впрочем, подобная информация время от времени появляется и по Ротшильдам, и по Рокфеллерам.

[5] Долги СССР по Ленд-лизу не погашены и по сей день: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7#%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%83_%D0%B8_%D0%B8%D1%85_%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0