КЕМ БЫЛ НИКОЛАЙ КОПЕРНИК?

Печать

Автор: Болдырев А.В. Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Новый взгляд на Католическую Церковь.

Когда мы рассмотрели вопрос, так сказать, не только научной подоплеки разработанной Николаем Коперником Гелиоцентрической системы, мы невольно обратились к личности самого Николая Коперника. Нет, ничего сенсационного, каких-то новых, ранее неизвестных страниц в его биографии мы не нашли. Интерес вызвали его отношения с Католической Церковью.

  

Начнем с того, что его дядя - Лукаш Ватценроде –с 1489-го года епископа Варминского. Дядя с 9 лет являлся опекуном Николая, его брата и двух сестер и всю жизнь принимал активное участие в жизни Николая.

После окончания в 1492-м году Краковского университета, Николай продолжил образование в Болонском университете, где активно занимался астрономией под руководством одного из крупнейших астрономов того времени - Доменико Навара[1]. Вместе с Наварой Коперник покрытие Луной Альдебарана 9 марта 1497 года и эти наблюдения дали один из поводов усомниться в точности Птолемеевой системы мира. Отметим особенность Болонского университета: исторически он всегда был центром канонического (церковного) права. Затем были Рим, Падуанский университет.

В 1506-м году Николай возвратился на Родину, где следующие 6 лет провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно являлся врачом, секретарём и доверенным лицом дяди Лукаша. В 1512 году умер дядя-епископ. Коперник переехал во Фромборк, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. В Вармийском капитуле (совете при епископе) Коперник пользовался авторитетом: был капитульным попечителем, дважды (1516—1519 и 1520—1521) был администратором капитула и управляющим имениями Вармийской епархии, активно участвовал в управлении епархией в периоды болезни её епископа Марриция Фербера, при котором состоял лекарем.

Основы новой системы мира Коперник сформулировал в 1500-е годы. Не афишируя своих исследований, он, тем не менее, и не особенно их скрывал. В частности распространял среди друзей рукописный конспект своей теории: Commentariolus, или «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям» - труд содержащий около 40 страниц текста, где были изложены основные положения Гелиоцентрической системы. Возникают вопросы: Почему дядя не пресек попахивающих ересью исследований племянника, хотя бы из соображений личной безопасности? Почему Святая Инквизиция не трогала Коперника?

 

Теперь обратимся к области непосредственного приложения астрономии – морской навигации. Напомним некоторые даты из начала Эпохи Великих географических открытий:

1492 – плавание Колумба и открытие Америки.

1499 – 1504 – плавания Америго Веспуччи, нанесшего на карту очертания северного берега Южной Америки.

1519 – 1522 – первое кругосветное плавание

1543 – португальцы достигли Японии и начали с ней торговать.

Параллельно шло активное освоение Америки, выключая походы конкистадоров. Активная морская торговля с Индией и странами Юго-восточной Азии.

 

Как видим, работы Коперника очень хорошо накладываются на буквально взрыв мореплавания в католических странах. А помимо всего прочего, для такого взрыва необходим точный, доступный массе штурманов аппарат навигационных расчетов вне видимости берегов. Система Коперника такой аппарат давала

С другой стороны, Коперник был не просто католик по вере, но сам являлся частью Католической Церкви. Находился под плотной опекой со стороны дяди – далеко не последнего лица в церковной иерархии.

Наконец – знакомство и плотная совместная работа с ведущими астрономами своего времени, в крупнейших университетах Европы, в том числе Болонском.

 

Эти совпадения создают почву для следующей гипотезы:

От мореплавателей поступил заказ на новую систему навигации. Ученые в центральных университетах, несомненно, зная об исследованиях древних, в том числе об исследованиях Аристарха Самосского, предположили, что решением может стать новая точка отсчета в астрономических расчетах. Но тогда возникал конфликт с христианским богословием. Поэтому в центре этим заниматься было нельзя. Тогда почему бы не «подкинуть» идею молодому периферийному ученому? Тот же Навара мог легко это сделать. Могло иметь место и прямое указание с приказом вернуться на Родину – подальше от Рима. Далее Коперник разрабатывает свою систему, параллельно отправляя результаты куда следует. При этом Церковь его курирует, ограждая от доносов непосвященных. Отсюда же, кстати, должно было проистекать лояльное отношение дяди.

Результат – взрывообразное развитие морской активности Испании, Португалии и других, главным образом, католических стран. Некатолические страны в «морской гонке» были явными аутсайдерами.

Ссылаться на беллетристику в научных исследованиях – дурной тон. Но во многих сочинениях «про пиратов», очень часто фигурирует мысль, что одним из самых желанных морских трофеев англичан и голландцев были испанские и португальские навигационные книги.

 

Так что есть основания полагать, что в нужный момент Католическая Церковь способна использовать Учение «не как дому, а как руководство к действию.»



[1] Доменико Мария Навара да Феррера (1454—1504)