«СТРАНА ПЕРВЫХ.»

Печать

Автор: Большаков П.В, Категория: Большаков Павел Васильевич

Опыт рецензии на хороший фильм.

Собственно, это не рецензия на отличную работу отечественных кинематографистов - фильм "ВРЕМЯ ПЕРВЫХ". Это ревизия собственных чувств и ощущений после премьеры. Потому вчера что наша юность взглянула на нас не из прошлого века, а из космоса всего хорошего.

Похоже, что нашу кинематографическую братию давно заела зависть к успеху фильма "Легенда № 17" (российский художественный фильм 2013 года режиссёра Николая Лебедева производства студии «ТриТэ»). Никто из столичной богемы даже не предполагал, чем живёт народ России за МКАДом. А замученное лишениями, несправедливостью, оболганное телевидением и кино "население" уже четверть века ностальгирует по тому обществу, где уважали труд, ценили профессионализм и искренние чувства, взаимопомощь и бескорыстие в поступках. А самое важное, скучали по вдруг утраченному и, как оказалось, по главному в жизни каждого из нашего поколения - по стойкому ощущению хорошего завтрашнего дня: каждое утро России семьдесят лет всегда и для всех порождало надежду на лучшее...

У советского народа в 1991 году помимо денег (и Бог с ними: невелики были доходы у каждого из нас) украли уверенность в завтрашнем дне. А 20 миллионов русских вдруг оказались эмигрантами России в четырнадцати "братских республиках". (Потери сопоставимые с утратами во второй мировой войны). И даже это и не главное: оболгали вчерашний день, залили грязью и дерьмом все наши смыслы жизни, светлые помыслы и выстраданные достижения в труде. Дошло до того, что наших отцов и дедов, которые освободили весь мир от коричневой чумы, стали называть красно-коричневыми. Этого вытерпеть не мог никто: у каждого в семье были потери и утраты от Великой Отечественной. И только приход к власти в начале века одного из нашего поколения удержало Россию от выплеска этой ненависти к либералам у власти...

Вот уже 15 лет медленно и надсадно идёт процесс к возвращению смыслов. Одна из первых ласточек в кинематографе - фильм о нашей гордости в хоккее - незнакомом для поколения моих детей и внуков Валерии Харламове. Для нас, уральцев, это вдвойне было приятно: он начинал играть в Чебаркуле Челябинской области (где родился и автор этих строк) и в фильме даже звучало его прозвище - чебаркулец.

Успех фильма полностью адекватен ожиданиям миллионов на перемены к лучшему: три четверти россиян смотрели фильм о своём "хоккейном" прошлом - кто со слезами, кто с восторгом, кто с гордостью. И только новое поколение не могло понять чувства своих "предков" у экрана телевизора. И потому так важно было для всех нас тиражирование для молодого поколения этого естественного и долгожданного восторга перед "ощущением страны", "желанием быть первыми", "предчувствием подвига во имя народа". Я ставлю в кавычки привычные для своего поколения понятия, которые, наверняка, стали метками успеха для кинопродюсеров сегодняшнего дня. Это метки прибыли на чувствах уходящего поколения удивительной в истории человечества страны - Советского Союза. У поколения сегодняшних продюсеров ощущения патриотизма эквивалентны денежным знакам. По другому их мыслить не научили. Пока. Но слава Богу, они начинают осмысливать простую истину: они ничего не понимали про свой народ, про "своего зрителя" А впереди нас ждёт ещё премьера "Салют-7". Я подозреваю, что новая премьера в стиле экшн (моё поколение не очень любит этот жанр нерусской субкультуры), всё равно вызовет гордость за страну и за советских "аборигенов" - непонЯтных и пока не пОнятых новыми поколениями.

Фильм "Матильда", подозреваю, вызовет у поколения из СССР смешанные чувства гордости за Россию и неприятия формы показа этого святого чувства для каждого из нас. Я не сомневаюсь, что режиссёру Учителю не дают покоя лавры оскароносца. И его потенциальный зритель не россияне: это члены американской киноакакдемии. Для них, чем эффектнее и красивее "прокажённая Россия", тем больше желание поощрить язвы русского общества, царской семьи, русского балета (пример тому - взгляд на сталинизм Никиты Михалкова в фильме "Утомлённые солнцем"). Но задрапированый в шикарные наряды, обрамлённый ослепительными интерьерами и красивыми лицами русских актёров ПАТРИОТИЗМ российский народ всё равно почувствует и прочувствует каждой клеткой уязвлённого в XXI веке святого чувства.

Особенно прочувствует уже после просмотра и пересмотра новых фильмов о вечных чувствах любви к Родине, к России, к героям: "ЛЕГЕНДА № 17", "ВРЕМЯ ПЕРВЫХ", "САЛЮТ-7".

Смыслы возвращаются хотя бы в кинематограф.

Я рад за наших детей и внуков...