Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

Исторический экскурс в судьбу забытой Личности…

Печать

Автор: Большаков П.В. Категория: Большаков Павел Васильевич

С точки зрения читателя

Два года назад я опубликовал рецензию на книгу ректора ЧГИК, доктора исторических наук Владимира Яковлевича Рушанина «Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени». На днях в новой книге историк и публицист вернул из исторического небытия ещё одно имя – начальницы двух женских гимназий на Урале до 1917 года Марии Васильевны Каменской. Она прожила две жизни: 42 года – до революции и 46 лет при Советской власти: почти 70 лет уникальной педагогической жизни!

 

Путешествие в чужую судьбу всегда и любопытно, и интересно, и не такое уж простое, когда есть белые пятна в биографии. Для этого нужна благородная мотивация «педагогика – это призвание и технология», долгие поиски (почти 13 лет архивных поисков), вовлечение единомышленников в работу над книгой и, желательно, большой запас личных впечатлений от мест проживания героя книги. Другими словами, нужны адекватные сопереживания, резонанс с душевными страданиями героя повествований через сто с лишним лет, умение не столько восхищаться чужой судьбой, сколько – восстановить справедливость: воздать должное забытому и неоценённому подвигу уникального педагога. У автора новой книги я почувствовал феноменальный талант «вчуствоваться», как выразился сам исследователь биографии, в судьбу педагога на протяжении всего исследования биографии. И это объяснимо: автор сам трудится 40 лет на ниве образования.

Святитель Феофан затворник словно определил судьбу Владимира Рушанина, когда высказал мысль: после духовенства педагоги – это самое светлое, то есть нравственно чистое, морально устойчивое сословие общества. В высшей степени этому пророчеству соответствовала педагогическая судьба Марии Каменской.  

В соавторстве с учениками доктор исторических наук В. Я. Рушанин когда-то написал научные труды «Из истории среднего образования на Урале 1861-1917 годы» (1994), «Внешкольное образование на Южном Урале (вторая половина XIX — начало XX в.)» (2011). Монография Владимира Яковлевича «Иван Александрович Тихомиров: возвращение забытого имени» (2016) стала событием в научной жизни Урала. Написанию этого научного труда автор посвятил 10(!) лет исследовательской работы о жизни И. А. Тихомирова — известного ученого и организатора народного образования на Урале. «За бортом» исторических поисков осталось много интересных архивных находок о соратнице Ивана Тихомирова – Марии Каменской. Достаточно было ещё три года кропотливой работы, чтобы новая биография ещё одного забытого учителя предстала на суд читателя.

Автор новой книги о знаменитых, но несправедливо забытых педагогах Троицкого уезда Оренбургской губернии является создателем научной школы, проблематика исследований которой отражает сферу его научных интересов — история развития Урала и России во второй половине XIX — начале XX веков. И ещё одна маленькая деталь к биографии доктора исторических наук: Владимир Рушанин является коллекционером редких книг минувших веков, открыток по истории России. В его коллекции собраны дореволюционные открытки и фотографии, которые учёный использует в своих книгах по истории Урала.

Таким образом, выход новой книги Рушанина «Мария Васильевна Каменская. Школьная мама» вполне закономерен и ожидаем.

Читать эту книгу и вникать в исторические нюансы не так просто, как кажется поначалу. Речь не только об экскурсе в биографию, речь о том, что книга настоящего учёного и исследователя – это и путешествие по многочисленным ссылкам на мемуары и труды краеведов, публицистов и учёных. Книга о судьбе Марии Каменской – это целая энциклопедия упоминаний многочисленных публикаций историков и свидетелей эпохи, прочитав которые можно составить достаточно глубокое впечатление о жизни в России во второй половине XIX — начале XX веков. «Мария Васильевна Каменская. Школьная мама» — великолепный справочник исследований на заданную тему.

Что касается методов написания научных биографий, Владимир Яковлевич не изменяет своим однажды сформулированным принципам: посещает все места и работает в архивах тех мест, где жили и трудились герои его книг.

Мария Васильевна Каменская родилась, училась и работала в Оханске, в Кунгуре и в Перми Пермской губернии. Затем – в Троицке Оренбургской губернии, а с 1924 года до конца жизни (1963 год) – в Ташкенте. Это и есть география путешествий автора исследования биографии Каменской.

Скажу сразу: не предполагал, что в России XIXвека так целеустремлённо выстраивалась и совершенствовалась система образования для всех, кто искренне хотел быть образованными. И государство, и педагоги помогали способным гимназистам. Уважение к учителям проявлялось и в зарплате, и в возможностях за государственный счёт расширять кругозор, повышать уровень образования за границей, в губернских центрах и в столице.

Интересна в книге история преподавания математики в империи, особенно в женских гимназиях. А России было чем гордиться: первая женщина-математик Софья Ковалевская достигла высот Императорской академии наук. И это вдохновляло героиню книги, и это определило специализацию педагогики. Она почти 70 лет преподавала и влюбляла в арифметику самых маленьких гимназистов и советских учеников: «на уроках Каменской видишь, как планомерно развивает она у детей находчивость, сообразительность, наблюдательность», вспоинала её бывшая ученица. И только математика, которая была вне политики, спасла героиню исторического повествования от репрессий. И только Ташкент пригрел в прямом и в переносном смысле этого слова гонимую историческими ветрами бывшую начальницу Троицкой женской гимназии. В Ташкенте Мария Васильевна стала заслуженным учителем Узбекской ССР (1943), её наградили высшей наградой страны – орденом Ленина (1949), издали на узбекском языке брошюру о ней в 1956 году. Но уникальную методологию преподавания математики в пятых классах советской школы так и не удалось пока осмыслить и опубликовать.

Самые трагичные дни после революции в Троицке описаны подробно: это была катастрофа системного, проверенного временем, образования. Почти до конца двадцатых годов в школах нашего многострадального Отечества проводились политические эксперименты в ущерб образованности общества. Это эпоха так похожа на эксперименты в 90-е годы прошлого столетия в России, когда была разрушена эффективная система советского образования. Последствия этих лет до сих пор отражаются на наших детях: сегодня о русской системе подготовки математиков в школах и в вузах в мире стали забывать. Обидно, как часто мы «разрушаем до основания, а затем…». А затем приходим к выводу, что революция неуместна именно в системе образования. Мария Каменская всегда отстаивала принципы эволюции в образовательных процессах. И потому за её кропотливую и внешне незаметную работу ученики в течение семидесяти лет называли её «школьной мамой»: она не верила в бездарность гимназистов и школьников, она воспитывала в детях уверенность в собственные силы. И ученики ей были благодарны всю жизнь. И кто знает «как наше слово отзовётся» в судьбах выпускников: может, и её ученики сопричастны к полётам в космос, к развитию промышленности и науки.

И коллегам Мария Васильевна терпеливо внушала методику эволюционного постижения математики с первого класса школы. Наверное, такого Учителя сформировал сама математика: ещё князь П. А. Вяземский говорил: мы все держимся крупных чисел, крупных событий, крупных личностей; дроби жизни мы откидываем; но надобно и их принять в расчёт…

Каменская для меня после прочтения книги явилась примером преданности профессии, математике, примером служения России, при любых политических обстоятельствах: как говорили в XIXвеке – делай, что должно и будь, что будет. Почти жертвенная преданность педагогике: свою личную жизнь Мария Васильевна связала только с гимназиями и школами. Зато детей в её жизни было – считать-не пересчитать.

А, самое главное, через полвека умолчания имени уникального учителя математики Мария Васильевна в книге Владимира Рушанина заговорила с нами языком воспоминаний учениц и коллег. А сам историк часто домысливал эмоциональную реакцию своей героини и землячки, исходя из логики её поступков и ментальности уральцев.

Такое трогательное уважение к истории, педагогике, к незаурядным Личностям, какое сквозит с каждой страницы биографического экскурса, я уже давно не встречал в современной литературе. Мне вдруг показалось, что останься Владимир Яковлевич ректором челябинского пединститута (у автора книги в 2002 году не было особого выбора), мы бы не испытали сегодня на собственных детях деградацию подготовки учительских кадров. Но повезло с ректором только нашему институту культуры…

Как квинтэссенция научного труда учёного-подвижника Владимира Рушанина прозвучали слова поэта Жуковского в последних строках книги «Мария Васильевна Каменская. Школьная мама»:

«Не говори с тоской: их нет,

Но с благодарностию: были»…

 

Павел БОЛЬШАКОВ,

член Союза журналистов РФ

 

P.S. К вопросу о деградации образования. В пермской гимназии № 4 имени братьев Каменских недавно произошёл инцидент гендерного характера: девушкам при поступлении в бывшую женскую гимназии намеренно завышали проходной бал в пользу юношей. Когда Мария Каменская училась в этой гимназии, Россия старалась совершенствовать образование в женских учебных заведениях и привлекать как можно большее количество девочек к образовательным процессам в Отечестве. И это понятно: учитель-мужчина, как правило, был редкостью и в российских гимназиях, и в советских школах.

 

На фото Павла Большакова: Владимиру Рушанину коллеги из Ташкентского института культуры подарили на юбилее ЧГИК узбекский халат

 

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА