РОМАН С. МАГНИТОВА «ИН-ТЕЛЛ-И-ГЕН-ЦИ-Я»

Печать

Автор: Ознобихин С.Ф. Категория: ИЗБОР Программа продвижения соратников Изборского клуба

рецензия

Моя рецензия – рецензия человека с техническим образованием, не имеющего систематизированных знаний в области культурологии и филологии, но живо интересующегося всем происходящим вокруг. В силу возраста обстановка в стране в описываемое в романе время мне в основных моментах знакома. Несколько ранее, с десяток лет, мне довелось, будучи студентом, жить в этом замечательном городе – одном из Центров Культуры.  

Роман даёт широкую панораму событий, идей и судеб конца 80-х начала 90-х годов прошлого века в СССР.

Роман читается с интересом с самого начала. В результате прочтения становится ясно, что это произведение не только о крушении культуры, её ценностей, разложении «интеллигенции», но и о крушении СССР. Роман особо актуален именно сейчас, когда идёт мощнейший, глобальный вызов по всем направлениям: экономика, идеология, культура - со стороны Запада в отношении уже России, в которой он видит, в определённой степени, преемницу СССР по части традиционных культурных и морально-нравственных ценностей.

Ставятся очень важные вопросы: кому принадлежат или должны принадлежать культурные ценности? Культура - что это и кем она создана? Интеллигент, с кем ты? Повествование позволяет системно взглянуть на сложность выбора путей и действий для интеллигенции в той ситуации. Вопросы и идеи, а также события в романе хорошо структурированы, чётко сформулированы и, к тому же, изложены богатым художественным языком. Непростые идеи известных учёных излагаются достаточно доступно и очень образно. Персонажи романа, особенно его главные герои, легко узнаваемы – прототипы - это известные люди. Психологически тонко и точно обозначены время и масштаб событий – время больших по сути тектонических перемен в огромной стране на примере всего лишь одного крупного Города.

Кому же предназначены культурные ценности, кому должна принадлежать культура? – вопрос непростой. Герои романа отвечают на него по-разному. «Искусство, культурные ценности должны принадлежать тем, кто знает им цену, тем, кто за них платит. Искусство вместо обоев – это унизительно для искусства. Если культурные ценности лежат без присмотра, как можно препятствовать передаче их тому, кто их ценит на деле. А дело измеряется рублём», - так считает один из героев романа Крепов. Он желает передать за хорошую мзду культурные ценности в руки «проницательных людей» с большими финансовыми средствами. Иные и попросту предлагают «вырватькультуру из лап диктаторского режима» и передать Западу.

М. Ю. Плоттман (Ю. Лотман) известный учёный, озвучивает очень оригинальные идеи: «Когда массы блуждают, надо указать им путь. Это дело интеллигенции. Она должна прийти к власти, а лучше, чтобы ей передали власть, чтобы она вывела народ из тупика. Нужно занять место выше номенклатурной власти».

А что же дальше? – «Интеллигенция должна удалиться в башню и вырастить в себе культурный символ. Потом нести культуру в массы»

И как выводить народ из тупика? - «Собственным примером. Как культурный символ, осеменяющий пространство, где он произрастает – там он и культивирует почву. Если народ это не воспримет, то это проблема не интеллигенции, а народа, не понявшего её».

На фоне Плоттмана, отстаивающего чистоту, несмешиваемость с массами, «элитность» интеллигенции, желающего завоевать власть «выше номенклатурной власти», остальные представители «думающего сословия» смотрятся либо приспособленцами, либо продажными типами. Суть идей «великого» академика, светила и знамени советской культурологии С. Д. Лигачёва (Д. Лихачёва) в следующем его высказывании: - «Неужели интеллигенция может бороться за власть? Насилие не может быть в основе культуры».

Глубокое сочувствие вызывает трагическая судьба Евгении Стоянцевой, очень умной девушки, внучки академика. В этом лихолетье никто не смог спасти это юное создание. Тревожит и дальнейшая судьба полковника КГБ Ивана Панарина. Свидетель важных дел и процессов всё же! Очень страшен Незнакомец, умеющий создавать «петлю на шее противника, чтобы он сам затянул её». Ощутима сила его влияния на умы «знатных» и происходящие события.

Так кто же ты, интеллигент? Автор романа делает следующий вывод: интеллигент – человек, рождающий из ума действие. Правильное и очень своевременное действие. Активно работающий и с властью и с народом. Спасающий и преумножающий культуру, идя нелёгким путём между Сциллой и Харибдой, имеющий на это силу и смелость. В результате трудных и небезопасных поисков герой романа Моторин стал готов к такому действию.

Вся полнота падения и предательства тогдашней интеллигентской верхушки показана в главе «Избранные», где эти «избранные» с восторгом внимали речь академика Лигачёва, зачитывающего «Римское обращение». «Спасение культуры неосуществимо без полной и окончательной ликвидации тоталитарной системы». В этом заявлении предательство не только по отношению к культуре, но и к Родине, впитавшей и хранящей эту культуру. Кощунственны приветственные письма Горбачёва и Ельцина в адрес Римской конференции.

Суть романа в его названии – ИН-ТЕЛЛ-И-ГЕН-ЦИ-Я, где «ин» приставка, обозначающая «из», «телл» - «ум», «ген» - «порождение». Интеллигенция – сообщество людей, рождающих из ума действие. Правильное, умное и смелое действие, сберегающее культуру и те ценности, которые накоплены и выверены веками, и связаны с ней. В самом названии романа алгоритм деятельности новой интеллигенции, идущей на смену советской.