РАБОТА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ СТРАН КАК ФОРМА НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ И ФОРМА УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Печать

Автор: Л.Б. Кугаевская Категория: Кугаевская Людмила Борисовна

Выступление на Горчаковских чтениях
 Уважаемые друзья, уважаемые коллеги!
Предыдущие выступающие говорили о проблемах, а я расскажу о том, как они могут решаться.
В целом хотелось бы охарактеризовать наш опыт работы с предприятиями Средней Азии как успешный. Мы поставляем нашу продукцию в Казахстан, Киргизию. Сотрудничество с этими странами сильно выручило нас, когда во второй половине 2000-х наше предприятие испытывало определенные трудности, как и многие предприятия нашей страны. Здесь нужно говорить, что среднеазиатский рынок создает целый ряд возможностей и направлений, которые могут стать некой «подушкой безопасности» для нашей экономики.
Сегодня я хотела бы остановиться на вопросах, с которыми мы столкнулись в своей практике и решение которых может способствовать повышению эффективности работы предприятий, экспортирующих продукцию в Среднюю Азию. А также есть вопрос, прямо затрагивающий экономическую безопасность нашей страны.
 
Наше предприятие занимается изготовлением отливок специального назначения. Это детали для печей из жаропрочной стали. При варке таких сталей используется металлический лом, добавляются ценные легирующие элементы. И здесь возникает интересная ситуация. Мы поставляем за рубеж изделия, содержащие легирующие элементы. Там они эксплуатируются и в конце концов приходят в негодность и превращаются металлический лом. Но при этом металл не расходуется, не сгорает, в общем, не исчезает. Логика подсказывает, что было бы разумным вернуть эти ставшие ломом изделия в переплавку. Это было бы выгодно и предприятию, мы тогда закупали бы меньше легирующих элементов и стране, ведь полезные ископаемые, к каким относится и руда цветных металлов, являются невозобновляемыми природными ресурсами. Однако этого не происходит. Дело в том, что в среднеазиатских странах, куда мы экспортируем свою продукцию, действуют законы, запрещающие вывоз из страны металлического лома, содержащего легирующие элементы. Для них это – стратегические материалы. Наше же законодательство такого ограничения не накладывает.
Возникает вопрос, почему наша страна не беспокоится о своей экономической безопасности? Я согласна, страна у нас большая, запасы полезных ископаемых внушительны. Но не бесконечны. Почему бы не поставить вопрос о достижении договоренностей с руководством стран-покупателей наших легированных сталей о возврате лома этих изделий в нашу страну, а то и прямо на предприятие-поставщик? Это способствовало бы и уменьшению себестоимости, и уменьшило бы расход материалов стратегического назначения, какими являются легирующие элементы.
 
Пользуясь случаем, хотелось бы затронуть вопрос налогообложения. Думаю, присутствующим не нужно объяснять, что такое Налог на добавленную стоимость, кратко именуемый НДС. Напомню только, что при расчете суммы налога к уплате из НДС конечного изделия вычитается НДС материалов, которые входят в его состав. Так вот металлический лом, доля которого в себестоимости наших изделий достигает 70%, НДС не облагается и соответственно сумма уплачиваемого налога получается чувствительной. Если бы на металлический лом начислялся НДС, то наше и, скорее всего другие предприятия отрасли смогли бы уменьшить себестоимость и снизить цены, что было бы выгодно и нашим потребителям, и способствовало бы повышению конкурентоспособности наших изделий на мировом рынке.
Другой момент, касающийся НДС. Как известно, в случае экспорта продукции уплаченный НДС подлежит возврату. Однако процедура возврата всегда сопровождается камеральной проверкой. Государство ведет себя совершенно логично, проверяя наличие оснований для возврата уплаченных налоговых сумм, однако сама по себе камеральная проверка процесс для предприятия не самый приятный, я бы даже сказала болезненный. Дело доходит до того, что проверяющие не ограничиваются документами, а приезжают на предприятие, заходят в цеха и склады. У нас не было случаев, чтобы мы не прошли проверку, но полагаю, упрощение процедуры проверки способствовал бы повышению эффективности нашей работы.
 
Подводя итог, хотела бы сказать, что работа со странами Среднеазиатского региона является для стратегически важной как для конкретно нашего предприятия, так и для страны в целом. А ведь там, где экономика – там дипломатия. Я напомню, немного познакомилась с этим. Как только русские входили в среднеазиатские регионы, их сразу включали в торговый оборот, что делало их сразу «своими».
Так что в этом направлении дипломатии нужно помогать бизнесу, который несет тоже дипломатическую нагрузку.