МОДЕРНИЗАЦИЯ 131 ЗАКОНА

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС программа

Необходимость работы по муниципальной проблематике ещё раз подтвердилась серией выступлений Президента и массовым культивированием этой темы в СМИ.  
Основной акцент был сделан на собрании конституционалистов, на форуме ОНФ в начале декабря, затем промуссирован в СМИ.
Что главное? Признано, что на муниципальном уровне у нас много непорядка, масса импровизаций, 131 закон имеет массу недоработок и недочетов, и вообще устарел, а главное большое количество неподготовленных и случайных людей, идущих во власть не работать, а стяжать. Действительно, что ожидать от человека, который приходит в муниципальный орган с привычками бизнесмена? Вместо исполнения бюджета, ищется прибыль. Вместо умелого наполнения бюджета ищется умелое наполнение собственного или спонсорского кармана. Но главное, что человек идет во власть, вообще не понимая социальную, общественную её природу.  
Эта проблема замечена давно и стало понятно, что с этим что-то надо делать. Но что именно – вопрос открыт. Мы не будет останавливаться на большом списке вопросом и проблем, остановимся на одной правой коллизии.
 
Озвучена главная установка: власть должна быть профессиональной. Известно, что человек стяжает, когда он, в том числе, не умеет правильно работать.
Причем рёчь идет не только о главе муниципальной власти, но и корпусе депутатов!
Вот здесь и предлагаем остановиться. 
Депутат - это фактически свободно избранный избирателями человек. Профессия у человека может быть любая. Главное – доверие к нему со стороны избирателей. Сейчас же вводится новый, принципиальный критерий – профессиональный, это значит, что депутат должен быть профессионален.
Но тут и проблема.
Профессии депутата нет в реестре. Есть государственный служащий.
Но на госслужбу приходят люди с профильным образованием, оно есть и институты профильные есть (те же УРАГСы). Но они, как правило, становятся, аппаратными служащими. А здесь – депутат, человек, из народа! Как быть?  
Предлагается депутату придать статус госслужащего.
Но и здесь загвоздка. Как можно придать статус, если у человека нет ни образования, ни умения. Попробуйте придать статус токаря врачу? Или наоборот. Это как? Человека, который первый раз видит пинцет, мы пошлём решать в операционную судьбу человека?
Ясно, что статус – результат подготовки. Получается, прежде чем человек получит статус депутата, он должен обучиться. Но он уже избран! Ему уже надо работать, ему нужно уже выполнять депутатские обязанности.
Понятно, что это «должен» не имеет содержания. Право у него есть. А умений нет. Депутат, допустим, от медицинского учреждения, только полгода будет изучать статьи городского бюджета, еще через полгода их понимать – и это работа?
 
Дальше в связи с профессионализацией возникает противоречие с Конституцией в части статьи 12 – где оговаривается, что муниципальный уровень не входит в систему государственной власти. А значит, от него не требуется государственный профессионализм, а значит государственная служба здесь по крайней мере необязательна!  
Налицо коллизия. Президент выдвигает новые, совершенно адекватные, требования, но механизма, в том числе конституционного, реализации очевидной установки нет.
Как справиться с этой коллизией? 
Можно, пока идет процесс юридического увязывания этих вопросов, начать процесс профессионализации власти «снизу». К примеру, на выборах инициировать конкурсный Избирательный Экзамен кандидатам по знанию города, городских проблем, юрисдикции города и проч.
Можно идти дальше: создать Институты Города, в которых будут обучаться те, которые собираются идти во власть. По крайней мере, огромное количество случайных людей уже подумает, стоит ли импровизировать. А настоящие кандидаты получат мощный импульс к собственному профессиональному развитию.  
Что бы ни говорилось – вопрос открыт и крайне важен, есть смысл предлагать и пробовать!