«ЕВРОПЕЙСКУЮ ХАРТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» ОБСУДИЛИ В КАСЛЯХ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС программа

Местное самоуправление не принято связывать с какими-то серьезными федеральными и даже международными процессами. Сами по себе слова «местное», «самоуправление», на уровне подсознания, сводят нас к чему-то местечковому, небольшому, уровня села или небольшого города. Однако на самом деле не всё просто. Работа местного самоуправления определяется федеральным законодательством, включая Конституцию Российской Федерации и международными договорами, в которых участвует Россия.

Как быть? Как работать в таких условиях? Этим и еще многим другим вопросам был посвящен 36-й совместный законодательный семинар Уральского отделения Изборского Клуба и Законодательной Корпорации, который прошел 18 декабря в Каслях при участии представителей властей г. Касли, предпринимательского сообщества Свердловской и Челябинской областей, научных и общественных кругов. На семинар приехали представители Екатеринбурга и города Артёмовского – все, заинтересованные в решении проблем малых городов.

Открыл семинар научный руководитель Уральского отделения Изборского Клуба Сергей Николаевич Магнитов, который сразу обозначил федеральный и международный документы, которые регламентируют работу местного самоуправления, а именно Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ и "Европейская хартия местного самоуправления" (принята в Страсбурге 15.10.1985). Далее он озвучил приветствие Председателя Уральского отделения Изборского Клуба Ильи Владимировича Тыщенко.

 

Уважаемые господа, проблема малых городов сегодня у Президента в приоритете, потому что это фактически вся Россия. И болезни у малых городов часто общие. И причиной этих проблем часто является законодательство. 131 ФЗ критикуют давно, не пора ли перевести критику в иное качество?

Давайте попробуем!

 

Вопросов в теории и практике местного самоуправления немало. Некоторые из них были подняты на семинаре.

О стратегии развития городов говорится много, но практически этим мало кто занимается. Нормативные документы говорят о стратегическом планировании, но не обязывают. Тогда как практика и накопленный опыт говорят о необходимости.

Или как оценивать работу городской власти? Предвыборные программы? – Едва ли, насколько их содержание расходится с реальностью известно всем. А кто, кроме экспертов способен оценить работу специалистов? Где вообще сформулированы критерии оценки работы местного самоуправления? Де-факто оценка происходит во время выборов: выбрали – не выбрали. Затратно и, как показывает жизнь, совершенно не эффективно. Кроме того есть серьезнейшее противоречие между избирательным циклом и природным и технологическими циклами. Зачем главе города вкладывать деньги в дорогостоящий ремонт дороги, если через год выборы и не факт, что его переизберут?

Много говорят о том, что эффективные бизнесмены должны прийти во власть, тогда-де муниципалитеты станут работать эффективно. Даже самый законопослушный предприниматель мыслит иначе. Он настроен получать прибыль, а не исполнять бюджет. Возможна и другая крайность, чрезмерное увлечение социальными вопросами, может привести к ссоре с бизнесом. Конфликт в принципе разрушителен и одно из проявлений такого конфликта – наполняемость бюджета.

Главным юридическим документом РФ, регламентирующим работу местного самоуправления, является ст. 12 Конституции России, которая прямо отделяет местное самоуправление от органов государственной власти и снимает с государства всю ответственность за происходящее на местах. С одной стороны, это нонсенс, а с другой – противоречит международным принципам демократии, о которых, кстати, говорится в ратифицированной Россией «Европейской хартии местного самоуправления».

Сама по себе Хартия вызывает целый ряд вопросов, но и написана достаточно обще и обтекаемо. С ней, скорее всего, нужно работать, но так, чтобы она работала на Россию, а не против.

 

Наверное, наиболее ярким стало выступление Екатерины Николаевны Васениной - Заместителя главы администрации Каслинского городского поселения. Она подошла к вопросам, что называется «от почвы», от непосредственных проблем, с которыми она работает.

Для нас, ориентированных на профессионализм в законодательной сфере стало интересным её заявление «все хотят быть депутатами, но никто не хочет быть главой». Обыденному сознанию, ориентированному на карьеру и должности, это может показаться нелогичным, ведь статус и должность главы выше, чем депутата. Но знакомая с практикой работы и главы и депутата, Екатерина Николаевна пояснила: «творить законы легче, чем их исполнять». И в этом есть отражение одной из серьезнейших проблем законодательной практики России, да и всего мира. Депутат, стремясь хорошо выглядеть в глазах избирателей, формулирует тексты, которые скорее напоминают добрые пожелания, а не реально работающие правила. А вопросы «Почему не работает?» переадресовывает в исполнительную власть. Исполнительная же власть, связанная по рукам и ногам бюджетом, наличием техники, человеческими ресурсами, нормативными документами, контролируемая надзорными органами, включая прокуратуру, не может выполнить все пожелания, даже если очень захочет. Законы сохранения невозможно отменить и они, в отличие от пожеланий, работают. Если снять ресурсы с ЖКХ и направить их на благоустройство территории, то зимой можно остаться без отопления и т.д.

Другой важный момент, который прозвучал в её выступлении – необходимость сохранения исторической промышленной ориентации города. Если Касли сформировались как город художественного литья, то это нужно продолжать и развивать. То же самое можно сказать о Златоусте с его гравюрой и многих других городах Урала.

Третий вопрос, который был поднят – необходимость стратегического взаимодействия города и работающего в нем бизнеса. Стратегия города должна учитывать стратегии предприятия, а предприятия – общую стратегию города. «Давайте чаще встречаться» - это уже адресовалось присутствующим.

Здесь нужно отметить, что сам факт участия Екатерины Николаевны в работе семинара – знак готовности властей города Касли к сотрудничеству.

 

Семинар показал, что и 131-й Федеральный Закон и Хартия о самоуправлении вызывают вопросы и сними нужно работать как по линии модернизации, так и по линии адаптации к нашим условиям. С этим согласились все участники семинара и договорились продолжить работу.