С ЧЕГО НАЧАТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ?

Печать

Автор: Постовалов Л.А. Категория: Постовалов Лев Аркадьевич

Когда миновала эпоха СССР, когда Москва определяла развитие каждой местности, было впечатление, что рынок все наладит, все определит – и все само собой сложится: хорошее останется плохое канет. Так думалось и в отношении развития местностей и городов. Как-то хорошее сделается лучше и малые города заживут новой жизнью. Так думала постсоветская эпоха.

 

Оказалось, что «само собой» не очень получается. Рынок даёт сбои, малые города стали попросту умирать, инвесторы – те, которые захотели поднимать малые города и работать в них - оказались в ситуации сменности власти в малых городах, которая меняла всё – и политику и предпочтения. Капризы городских властей стали бичом для инвесторов, ведь инвестиции всегда «длинные деньги», которые сложно сживаются с «короткими интересами» временщиков во главе малых городов. Оказалось, что бизнес смотрит больше «в корень» города, чем власти. 

Стало понятно, что Малый Город должен оформить свои планы, свою Стратегию, которая бы не зависела от капризов глав малых городов.

На первом этапе Стратегия формируется из Проектов. Но проекты не могут создаваться на пустом месте и без какой-то логики. Так вот вопрос в чём: от какой логики нужно формировать проекты в Стратегию Города? Но с чего начать формировать Стратегию малого Города?

 

Мое мнение таково. Надо разделить Стратегию на Общие интересы и частные. В общие входят и становятся первичные проекты первого ряда. -  

1. Первичность первого ряда начинается с того, что делает город Городом – то, чем он зарабатывает себе на жизнь - с предприятий, без которых город существовать просто не сможет. Это предприятия обеспечения безопасности, предприятия, дающие рабочие места. 

2. Первичность второго ряда формируется теми предприятиями и службами, которые обеспечивают предприятия Первого ряда. Сюда входят приоритеты по дорожному строительству, по жилищному комплекту, по образовательным учреждениям, по службам безопасности.   

3. Второй ряд упирается в Федеральную (или даже мировую) Уникальность Города. Например, Алапаевск связан с монаршей семьёй, поэтому уникальным может быть религиозный туризм, точнее, туризм по святым местам. Касли связаны с мировым брендом Каслинского литья, Артёмовский – с уникальными находками саблезубых тигров и мамонтов на территории. 

Это я считаю, Общими Интересами в Стратегии малого Города, этакий его «костяк».

 

4. Третий ряд в Стратегии должны занимать уже личные частные интересы жителей. Это все увеселительные, оздоровительные инфраструктурные сооружения и кафе. Они более подвижны, могут легко сниматься с места переносится в разные части города. Это такие переменные службы.  

5. Пятый ряд составляет малый бизнес, который может быть переменным, а может и войти в ряд устойчивых составных города (если докажет свою устойчивость). 

 

Это важное изменение коллективного сознания – формировать приоритет Стратегии развития Города. Это – долгосрочный социальный договор всех участников процесса, заинтересованных в преемственности власти. Чтобы один не было так, что один приходит и объявляет Малый Город спортивной столицей Урала, другой приходит – объявляет тот же Город туристической меккой урала, а третий приходит и закрывает и то, и другое намерение! И часто закрыв – ничего не открывает. А открывает например, незаконный полигон ТБО!

Так нельзя. Нужна Стратегия развития Городов.  Нам нужно устойчивое развитие, а не конфликтное падение вниз всего Города из-за капризов и сменности его руководства. Именно Стратегия станет гарантом преемственности политики Города.