ПРОФЕССОР РЫБИН: «ФИЛЬМ НАЧИНАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ОН ЗАКАНЧИВАЕТСЯ»

Печать

Автор: А.В.болдырев Категория: Рыбин Владимир Александрович

Кино, кинематограф многие склонны рассматривать как развлечение, разновидность аттракциона. Однако есть основания относиться к нему как к серьезному явлению, ставшему частью нашей жизни, которое требует изучения и осмысления. О киносеминаре, который вот уже более десятка лет проходит в Челябинском государственном университете, мы поговорили с доктором философских наук, профессором кафедры философии Челябинского Государственного Университета Рыбиным Владимиром Александровичем.
 
- Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, что представляет собой киносеминар, который вы ведете?
- Уже более 10 лет я провожу общеуниверситетский киносеминар под названием «Человек в современной культуре». Семинар посвящен не столько знакомству в кинофильмами, с кинематографом, сколько со стремлением осмыслить происходящие в России и мировом пространстве социальные процессы через призму кинематографа. Потому что проблемы, которые интересуют современного человека, наиболее адекватно выражаются не через слова, не через лексику, а через художественные образы. С этой точки зрения кинематограф является неисчерпаемым кладезем образцов, моделей, способов мироотношения и иллюстрацией современного массового сознания. Поэтому каждый год у нас происходит отбор тем, отбор кинофильмов и мы вместе со студентами, а также иногда приходят аспиранты, другие сотрудники университета. Мы смотрим фильмы. А затем уже начинаем их обсуждать. У меня есть девиз: «Фильм начинается тогда, когда он заканчивается». Главное не просто что-то просмотреть, а извлечь «моралите». Вот именно этим мы и занимаемся.
- На чем делаете акцент? На российском, на иностранном кино? На Голливуде?
- Знаете, я выскажу свое субъективное мнение. Я не люблю американский кинематограф. Мне он кажется недостаточно глубоким. Почему? Ведь искусство – это о человеке, о его внутреннем мире, о его сложностях. А если мы возьмем любой американский фильм, то там человек, его внутренняя сложность не показываются, не демонстрируется. Обратите внимание: то, что происходит с героем, происходит исключительно во внешнем смысле. Героя преследуют, его пытаются убить, он преследует кого-то. Но каким он в картину входит, таким и выходит. Внутренней трансформации, внутренней сложности американские кинематографисты не берут. За некоторым исключением: братья Коэны или Мартин Скорсезе. Остальное – это «мэйнстрим». То, что мы смотрим – это классика европейского кинематографа. Очень часто я предлагаю смотреть картины режиссеров бывшего Восточного блока: венгерский кинематограф, польский, румынский. «Пепел и алмаз» Анджея Вайды, «Пятая печать» Золтана Фабри, «Отец» Иштвана Сабо. Ну и разумеется, советский кинематограф. Советские фильмы ценны не зрелищностью, а тем, что советский кинематограф, наследуя классической русской литературе и вообще классическому русскому искусству, способен проникать вовнутрь человека, в глубины его души. Показывать сложность и неоднозначность человеческой личности. И с этой точки зрения одинаковой ценностью для нас, - участников киносеминара, - обладают не только последние по времени картины, но и классика, начиная с 30-х годов.
- Насколько этот семинар интересен?
- Я обратил внимание на любопытную тенденцию. Когда я начинал, 10 – 12 лет назад, студентов приходило много. Где-то лет пять назад – начался провал. Молодые люди не проявляют большого интереса к кинематографу. У меня такое ощущение, что они уже насытились визуальными образами, а осмысление происходящей ситуации и собственной жизни дается им с трудом. В настоящее время возникло небольшое подспорье. В связи с тем, что у нас открылась специализация по философии, появились студенты-философы. Эта публика приходит. Причем в довольно значительном количестве: 10, 12, 20 человек бывает на наших семинарах. И они достаточно подготовлены, чтобы с ними вести дискуссии на хорошем смысловом уровне.
- А среднеазиатским кинематографом занимаетесь?
- В общем нет…
- А есть возможность ввести эту компоненту? Дело в том, что мы сотрудничаем с Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и занимаемся среднеазиатской дипломатией. И хотелось бы эту часть включить как сопутствующую в эту программу. Вы не против? Мы ведь совмещаем дипломатию и кино, и, может быть найдутся люди, кому это интересно.
- Можно было бы, да. Попробуем. Мы ведь вообще-то работаем на факультете Евразии и Востока. Кроме того, университет подписал договор о сотрудничестве с Наманганским университетом. И это может быть интересно.
- Большое спасибо.
- Спасибо.