ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: КАК СЛЕДСТВИЕ ОБМАНЧИВЫХ И ОТМИРАЮЩИХ ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ.

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Церемониальный кодекс

Праздник, как правило, ассоциируется с радостью, торжеством, ну какие тут могут быть конфликты? Разве что те, что происходят по причине несознательности отдельных наших сограждан. Однако не всё так просто. Конфликты здесь происходят и достаточно высокого уровня.

Другое дело, что не всегда они проходят в жесткой форме. Но это не говорит о том, что их нет. Давайте посмотрим на конкретных примерах.

Только что мы отпраздновали 100-летие Октябрьской революции. Да, торжества были совсем не такими, как мы ожидали каких-то 30 лет назад. Не было общесоюзного выходного, да и самого Союза уже четверть века как нет. Тем не менее еще есть люди, которые эту дату желают отмечать и есть такие, которые против. Государство пошло по пути Соломонова решения. 4 ноября мы отмечаем День народного единства. Как бы угодили всем. И праздник нейтральный. И привычные «Ноябрьские» выходные сохранены. И от идеологии ушли. И повод – изгнание супостата из Москвы – тоже не придерешься даже в наши толерантные времена: Государство-агрессор – Речь Посполитая уже 200 с лишним лет как не существует.

Но по пути государства пошли далеко не все. Митинги и шествия сторонников марксизма прошли практически во всех городах страны. Что бы ни говорили о КПРФ и о Г.А. Зюганове, сколько бы ни обвиняли их в оппортунизме, сам факт их выхода на улицу – свидетельство конфликта. Они считают 7 ноября праздником, а государство – нет. Но и оппоненты не смолчали. На Первом канале и России вышли два сериала «Демон Революции» и «Троцкий», соответственно. Такой масштабной и грамотной дискредитации Ленина, Сталина, скажу честно, я в кино еще не видел. Особенно по центральным телевизионным каналам. Качество кино, «тяжелая актерская артиллерия» в лице Федора Бондарчука, Евгения Миронова, Константина Хабенского, массированная реклама – говорят о том, силы и средства задействованы серьезные.

Так что конфликт вокруг 7 ноября внутри страны налицо.

Мало кто заметил, но нынешнее 7 ноября отметилось и церемониальным конфликтом на межгосударственном уровне. 26 октября президент Киргизии Алмазбек Атамбаев издал указ «Об установлении Дней истории и памяти предков». В качестве исторической привязки праздника недвусмысленно заявлены антирусское восстание 1916-го года и освобождение от колониального гнета; а также память жертв репрессий 1930-х годов, по версии киргизского руководства источником репрессий является Москва. Как видим, налицо попытка привязать к «раскрученной» дате новое содержание, исходя из сиюминутной политической конъюнктуры.

23 февраля. Уже скоро сто лет как мы отмечаем этот день под разными именами как день вооруженных сил. В советские времена это было в память первых побед Красной Армии над войсками Кайзеровской Германии. Однако стоит всего лишь открыть т. 35-й полного собрания сочинений Ленина на странице 393 и мы находим статью «Тяжелый, но необходимый урок», посвященную поражению как раз от германских войск и как раз на неделе с 18 по 24 февраля 1918-го года. Более авторитетного свидетеля по данному вопросу представить невозможно. Всё, праздник «повис в воздухе».

Таким образом, получается, что имеется необходимость формирования механизмов выявления содержания праздничных дат, оценки их соответствия существующей реальности и, при необходимости, утилизации праздников.