ПРОМАРТ КАК СОВЕТСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: УРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ

1.
Президент Путин озвучили не только обращение к традиции, но и их соединение. Ведь советская традиция- это тоже традиция. Это значит те традиции, которые мы взаимоисключали, нужно взаимовключить. Мы не только не должны ни от чего положительного отказываться, но и соединить положительное разных эпох, которые не всегда соединяются политиками и идеологами, которые ради утверждения своего готовы отдать в жертву чужое. Нельзя исключить ни одну из эпох нашей страны из нашего трудового и культурного кода – вот призыв Президента.
 
Но вслед за призывом открывается панорама проблем. Нужно отобрать лучшее из дореволюционного и советского, и даже постсоветского прошлого. Но не все могут это сделать, много партий, которые принимают одно и одновременно отрицают другое. Поэтому работа над выделением лучшего в каждой эпохе – дело трудное, но благодатное, потому что оно пойдёт как нить в связи времён.
 
Итак, что именно из положительного в традиции остаётся и как это назвать?  
Советская традиция - это, несомненно и на сегодня бесспорно, традиция монументального коллективного труда, когда создавались объединенными титаническими усилиями в короткий срок гиганты промышленности. Причём это было в рывке, в нечеловеческих условиях, в тяжелейшем климате. До сих пор многие не верят, что русские построили комбинат в Норильске.
 
Но как эту традицию мы оставим в себе? Ведь люди ушли, реальность другая? 
Ответ один: в искусстве. Реалии изменились настолько, что история осталась только в картинах. Их нужно сохранить с особым тщанием, потому что их будет трудно приумножить. Ушла натура, ушли художники эпохи, остались зерна искусства, которые они посеяли.
 
2.
Самое важное то, что обращаясь к традиции, мы зачастую находим уникальное, неподражаемое и неповторимое – то, что, может быть, ни один человек в мире уже не переживёт вживе, но может пережить через вскормление картиной и погружение в её смыслы. Я говорю о мистерии труда – когда человек и вызванная им, но организованная им стихия мифических гигантов были едины.
Картина Новиченко, которую можно назвать по всем признакам «Заводская мистерия», перед нами. Гигантские клубы дыма и пара, застящие горизонт, через которые проступают заводские корпуса, напоминающие выходящего из собственного огня чудовища, который приобретает ясные черты только при приближении к нам. Космос, который формируется из Хаоса – вот тема картины, возбуждающая сначала античный страх и ужас, а затем, когда проступает в картине человек, становится восторг: Космос, побеждающий Хаос, рождает людей, которые овладевают титанами.
Великолепная композиция. Она зовёт молодого человека испытать себя. Железнодорожные нитки, устремляющиеся от переднего ясного плана в пучину безвестности, в Великую Пещеру, не оставляют сомнения – по ним уже прошли – а ты? Картина – вызов: твой предок и товарищ это преодолел, а ты? Ведь хочешь кому-то доказать свою силу и дерзость – так давай в пасть Неизвестности. Это называлось в древности инициацией. История донесла до нас, что инициация либо в один день делала человека взрослым, либо ломала его, после чего он терял права и статус. А ведь и у нас такое было – не все выдерживали. Но картина говорит, несмотря на то, что не все выдерживали – титан встал и живет. Значит коллективное начало победило индивидуальный слом и мелкие панические страхи. 
Мистерия – это коллективное участие в великом ритуале, здесь мистерия общего труда, вовлечение молодых в Таинство, в мистерию труда – посвящение в Труд. 
В древности пещера была испытание молодого человека – чтобы он прошёл и преодолел первичный страх перед пастью Неизвестности. Картина Новиченко зовёт к инициации каждого, потому что в природе человека узнавать и побеждать – так в инициации страх превращается во влечение. На самом деле передать это ощущение перерождения страха во влечение к Неизвестному, за которым всегда прячется Великое, перерождение хаотического в космического внутри человека – это в картине показано точно. 
Когда я в юности первый раз попал на завод, я пережил именно эту смену впечатлений – сначала от хаоса непонятного и страшного ужас, который стал с каждым шагом перерождаться в любопытство – как это живёт и как в этом живут? И меня поражало то, что махонькие люди производили крохотное, внешне непонятное, действие, но это приводило к жизни все элементы огромного Завода. Это было поразительно. Хаос непонимания отступал, а космос понимания и приязни в душу возвращался. 
 
Советский опыт в мире не имеет аналогов, поэтому произведение, оставившее этот опыт на холсте, бесценен. Для передачи опыта поколениям.
Промарт – безусловное достижение советского искусства. Сейчас спорят, как это направление назвать. Нет социализма, но остался и живет опыт предков, давших образцы труда. Может быть, слово придёт. Но для нас промарт – это есть продолжение соцреализма, а может быть, направление, в котором соцреализм был частью. Во всяком случае, пока живут в душах картины с образами титанического труда, промарт будет жить.