ХОЧЕШЬ БЛАГА ДЛЯ СЕБЯ – ДОБИВАЙСЯ БЛАГА ДЛЯ ОБЩЕСТВА!

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: ЗАКОН О ЛОББИЗМЕ

Настольная книга PR-специалиста и руководителя.
Для того, кто хоть немного соприкасался с областью в область PR-а, или, по-русски общественных связей, имя Антона Вуймы скажет о многом. Он автор книги «Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только», известный далеко за пределами Санкт-Петербурга специалист по связям с общественностью и организатор PR-акций. И вот сейчас я держу вторую его книгу «Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений»[1].
Лично для меня было своеобразным открытием, что лоббизм совершенно не ограничивается устоявшимся в общественном мнении понимании лоббизма, как кулуарных интриг и шушуканья. Это куда как более широкое явление, которое подразумевает работу с органами власти, причем не только официальной, с целью получения нужного вам результата.
Главное, что я усвоил из первой части книги, это простое, но не всем и не всегда понятное положение: Хочешь добиться чего-то для себя, сделай так, чтобы это было выгодно всем, или многим. Это касается как публичного, так и кабинетного лоббирования. Хочешь провести асфальтированную дорожку к своему подъезду, организуй дело так, чтобы эта дорожка оказалась нужна всему микрорайону. Идешь просить о чем-то чиновника, сделай так, чтобы чиновник не оказывал услугу тебе, а делал общественно-полезное дело. Тогда есть все шансы чего-то добиться.
Пересказывать книгу не вижу смысла. Он вполне доступна и в плане тиража и в плане цены. Отмечу, что он является хорошим и методически грамотно построенным пособием по ведению лоббистской компании. Рассматривается общая схема компании, различные инструменты, такие как массовые митинги, рекламные автомобили. Даются рекомендации как написать пресс-релиз, как работать с журналистами. И всё это в сопровождении живых и интересных примеров.
В разделе, посвященном кабинетным методам лоббирования, которые в основном и ассоциируются с лоббизмом, автор не лицемерит и затрагивает такой деликатный момент как взятка. При этом обращает внимание, что в ряде случаев взятка приняла легальный вид и её совершенно легально можно давать, перечисляя деньги в соответствующие фонды, как это давно делается на Западе и начинает приживаться у нас. При этом вы имеете полные гарантии, что вас не привлекут за дачу взятки и какие-то более-менее серьезные гарантии, что ваш вопрос будет решен положительно. В случае же, если процесс получения взятки не упорядочен, то ни в коем случае нельзя выходить напрямую на интересующее вас лицо, если, конечно оно не является вашим близким другом или доверенным партнером. Для этого существуют специальные посредники[2]. При этом нет ни каких гарантий, что посредник или получатель взятки не окажется мошенником.
Было интересно осознать, насколько широко используются пороки в управлении человеком, и зарабатывании на пороках. То есть в принципе, о том, что при помощи пороков людьми управляют и манипулируют, я знал, но что это настолько широко осознал впервые. Гордыня, Тщеславие, Гнев, Обжорство, Сладострастие … - всё это поводки, за которые нас ведут и зачастую ведут не туда, куда нужно нам. При том, что людей, совершенно свободных от пороков буквально единицы. Все остальные в большей или меньшей степени порокам подвержены.
Автор приводит большой пример, как он использовал порок Гнев в своей работе. Тогда был организован судебный процесс против Теории Дарвина и резонанс получился общероссийским[3]. Я же, пользуясь случаем, приведу пример, как я сам, еще не будучи знаком с работой Антона Вуймы, использовал порок Гнев в своих целях. Лет десять назад я захотел посмотреть некий фильм, который невозможно приобрести, в силу того, что он снят почти восемьдесят лет назад и его очень трудно найти в Интернете. Однако найти всё-таки удалось. Но и тут оказалось препятствие. Сайт, на котором был размещен фильм, допускал просмотр только после уплаты некой суммы в валюте сайта, которая зарабатывалась за реплики на форумах сайта и, что интересно, за ответы на мои реплики и темы. Как раз в это время по телевидению шел сериал «Не родись красивой», где была показана жизнь московского «офисного планктона». И он довольно широко обсуждался среди моих знакомых. На основании этого фильма я сделал вывод, что основная масса пользователей Интернета и, соответственно, социальных сетей находится всё-таки в Москве. Не мудрствуя лукаво, я разместил на сайте банальную тему «Говорит Москва, остальные работают». И получил шквал ругани в свой адрес. Помимо москвичей к дискуссии подключились провинциалы, я только успевал «подливать масла в огонь». Необходимую сумму я заработал буквально за пару дней. В конце концов, я попал в поле зрение модераторов и был отправлен в «бан». За что совершенно на них не в обиде. Провокации нужно пресекать. Тем не менее, фильм я посмотреть успел. А заодно приобрел опыт, которым делюсь с вами.
Кроме того, интересной показалась трактовка Антоном Вуймой действий Михаила Ходорковского: «Он был так самонадеян и так уверен в своей неуязвимости, что даже не подумал, что силы, его поддерживающие, не настолько заинтересованы в его спасении, как это ему казалось. Оперевшись на свою гордыню, он пошел ва-банк и проиграл всё…»[4]
 
Почему эта книга должна лежать на столе у специалистов по общественным связям – понятно. А вот почему она должна лежать на столе руководителя:
1.      Если компания небольшая и возможности нанять специалиста нет, то руководствуясь рекомендациями книги, при творческом подходе, организовать собственную PR-компанию вполне по силам.
2.      Вооруженный информацией из книги, руководитель сможет говорить на «одном языке» со специалистами, грамотно ставить им задачу, контролировать и оценивать их деятельность; при необходимости вмешиваться.
 
Достоинством книги и её принципиальным отличием от всех других пособий по лоббизму и PR-у является вторая часть книги, где автор подводит под свои разработки теоретическую базу в виде «Технологии Виртуальных Понятий» (ТВП). Но это – тема особого разговора.

[1] Издательство «ПИТЕР», 2008, все ссылки ниже на это издание.

[2] Например посредниками для дачи взятки судьям являются опытные адвокаты, стр. 201

[3] Об этом можно почитать в Википедии «Дело Шрайбер»

[4] Стр 208-209