НУЖНО ЛИ ГОСУДАРСТВУ ФИНАНСИРОВАТЬ ИСКУССТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ?

Печать

Автор: А.Ф. Бурухина Категория: Закон об эстетическом производстве

выступление на законодательном семинаре

Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Именно в этом ключе надо рассматривать вопрос о финансировании государством культуры и искусства. Но если со «взрослым» искусством всё более или менее понятно: взрослые сами несут ответственность за то, что потребляют, и выбирают те произведения искусства и объекты культуры, которые соответствуют их уровню развития и потребностям. В любом случае у взрослых людей критическое мышление в той или иной мере присутствует. А как быть с детским искусством?

 

Дети всеядны. Это касается в том числе и искусства. К чему приучишь, чем окружишь – такой эстетический вкус и сформируется. И как важно кормить ребёнка качественной едой, так же важно приобщить ребёнку к качественному искусству, хотя бы такому, которое не навредит. Но на этот счёт, конечно, у всех родителей взгляды разные. Однако, надо понимать, что ребёнок не имеет защитных барьеров восприятия информации, поэтому к детскому искусству нужно подходить не так, как к искусству вообще.

Всё-таки воспитание при всех модных нововведениях остаётся консервативным, поэтому и произведения искусства для детей (опять же при всех нововведениях) достаточно консервативны: многие дети начинают знакомство с русской культурой с потешек, русских народных сказок. Если искусство для детей более консервативно, чем для взрослых, то и участие государства в нём должно быть более серьёзным, контроль более жёстким. Если искусство для «взрослых» может жить по рыночным законам, конкурировать между собой, то к детскому искусству подход опасен. Первый шаг уже сделан: согласно Закону о защите детей от информации, приносящей вред здоровью и развитии, все продукты, имеющие отношение к культуре и искусству, маркируются значками с рекомендуемым возрастом потребителя. Но это только рекомендации.

Что же с финансированием? Предлагаю взять для примера мультфильмы как наиболее любимый детский вид искусства и обратиться к опыту американских коллег и к советской истории. И сравнить.

В советское время заказчиком мультфильмов было государство. Мультфильмы носили морализаторский характер и были просты для восприятия: в конце ясно и просто проговаривалась мораль. Они имели четкие воспитательные цели и похожие между собой фабулы. «Советские мультипликаторы утверждали мультипликационное кино как политически активное искусство, обладающее большими воспитательными возможностями, основанное на высокой графической культуре» (1). Все мультфильмы были частью государственного воспитательного процесса. При этом не страдала и эстетическая, и художественная часть, именно поэтому многое из советского мультипликационного наследия актуально и сейчас.

Если взять опыт американских аниматоров – государство не спонсирует производство мультфильмов, этим занимаются киностудии и телеканалы. Американские анимационные продукты зачастую имеют мало общего с воспитательными задачами: самая важная цель – прибыль, выраженная в денежных знаках, полученных с проката, продажи дисков, рекламы, сопутствующих товаров с символами из мультфильма. Американские мультфильмы – не что, иное, как рыночный товар. Сами создатели не стесняются и прямо говорят, что мультфильмы – это чисто коммерческий проект, и задача – завоевать как можно больше рынков, в том числе и зарубежных. Чтобы достичь цели максимальной прибыли, необходимо, чтобы продукт был потреблен массово, а для этого он должен быть рассчитан на максимально разновозрастного зрителя. Отсюда, и недетские темы (убийства, криминал, эротика), и сальный юмор, и жаргонные словечки. В современной российской мультипликации тоже прослеживается такая тенденция, но не в такой острой форме.

Итак, мы видим две крайности: полный контроль государства и полная рыночная свобода. Что ближе российским детям? Конечно, первый вариант в современных условиях невозможен. Но стоит ли нам идти по американскому пути, превращая искусство в товар? Или возможен синтез этих крайностей? Мне вспоминается только один из современных анимационных продуктов, где заявлено о государственной поддержке: мультсериал «Белка и Стрелка», созданный при финансовой поддержки Министерства культуры РФ.

Государство понимает важность искусства для детей. Об этом свидетельствует и награждение Президентом выдающихся деятелей в области культуры и искусства для детей, и планы создания Дома российской анимации (под эгидой «Союзмультфильма»), и возможно финансирование «Союзмультфильма» в 2017 году в размере 500 миллионов рублей (2). Но сможем ли государство совместно с аниматорами, как сказал Мединский, создать «уникальный симбиоз высокого качества советской анимации и эффективной продажной истории, которую демонстрирует голливудская анимация» (2), покажет время. А мы призываем к всестороннему осмыслению проблемы финансирования детского искусства государства.

Источники

  1. 1.Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.
  2. 2.http://rusplt.ru/news/gosudarstvo-podderjit-rossiyskie-653966.html

Государство поддержит российские мультфильмы деньгами и льготами. Анна Воробьева /  18 апреля 2017.