КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ – СУТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

В последние десятилетия идет немало разговоров о падении престижа нашего образования и том, что в образовательной сфере мы проигрываем Западу. В пользу такой постановки вопроса говорят многочисленные рейтинги, в которых наши ВУЗы занимают не первые позиции.

Кроме того, есть факт, что множество высокопоставленных чиновников и финансово состоятельных людей отправляют своих детей учиться на Запад. Составление рейтингов и кто их составляет – предмет особого разговора. А вот насчет кто, где, а главное – почему учится – давайте поразмышляем.

 

Начнем с констатации факта, который на первый взгляд покажется спорным. Образование, знание само по себе мало кому интересно. И получим встречный вопрос: А как же школы, ВУЗы, средние специальные учебные заведения, масса тренинговых компаний, а также консалтинговых фирм и пр? Согласен. Спрос на образовательном рынке присутствует и значительный. Но я всё-таки буду настаивать. Само по себе знание интересно немногим. Есть, конечно, такая категория вечных студентов или фанатиков ученых, одержимых жаждой познания. Но основную массу людей интересует не образование, а возможности, которые оно дает: Парень идет учиться на автомеханика, чтобы ремонтировать автомобили и зарабатывать деньги. Молодой специалист на предприятии осваивает дополнительную специальность, чтобы быть универсалом и получить прибавку к зарплате. Его босс – менеджер среднего звена оканчивает курс МВА, диплом которого дает возможность продвинуться на более высокую позицию по службе, говорить на одном языке с менеджерами более высокого звена, которые такой курс уже закончили. Другой менеджер проходит курс риторики, чтобы эффективнее выступать на совещаниях и ставить задачи подчиненным. Примеры можно продолжать. Но суть понятна. Знание, образование есть средство, чтобы стать эффективным и конкурентоспособным.

 

А за какими знаниями едут на Запад? Содержательную часть предметного образования выведем за скобки нашего разговора. Отмечу только, что мне довелось некоторое время поработать совместно и под руководством инопартнеров. Уверяю, что наше инженерное образование как минимум не хуже того. Другое дело – умения и навыки, касающиеся работы в их системе. Здесь мы по определению вне конкуренции. Ведь это их система, их «монастырь» и наш устав там не применим по определению. Вот за ним-то и едут.

Нравится нам или нет, но на данный момент та система выглядит победительнее. Прямая и буквальная тому аналогия ситуация в военном образовании 1870-х годов, когда после франко-прусской войны и взятия Парижа пруссаками, резко упал престиж французского военного образования, зато прусская военная школа оказалась в фаворе.

 

Есть еще один аспект, который нельзя забывать. Обучаясь в элитном учебном заведении, помимо обретения знаний и навыков, формальных и неформальных, молодой человек обрастает массой связей и знакомств. Его соученики со временем займут солидные посты и эти связи пригодятся. Понятно, - здесь, давайте без иллюзий, - что частью западной элиты человек из России не станет[1], но вхож будет. Кое-какие двери для него откроются, совершенно чужим он уже не будет. Кроме того, сам факт оплаты обучения наглядно демонстрирует подкрепленное конвертируемой валютой желание сотрудничать.

 

Таким образом, есть как минимум три причины, которые делают западное образование привлекательным для российской элиты: знания (какие бы они ни были), возможность на практике усвоить правила поведения в западных правящих кругах и связи. Российское образование может дать знания, но связей в западной элите оно не даст по определению.

 

Да, было время, когда в СССР ехали, чтобы учиться работать на советском оборудовании, воевать на советской технике, лечить по советским методикам, снимать кино, как снимали Герасимов и Бондарчук и много за чем еще. Связи и знакомства в Москве существенно повышали властный вес где-нибудь в Бухаресте или Варшаве. Но всё ушло вместе с СССР, с его силой и престижем.

 

Таким образом, мы видим, что престижность любого образования обусловлена в первую очередь возможностями, которые оно дает, престижем и победительностью системы, для которой оно готовит кадры.

И тогда очевидно, что наше образование станет достойно конкурировать на мировом уровне только после того, как сильной и победительной станет наша страна.



[1] Даже наполовину европейцы Голштейн-Готторп-Романовы не стали частью западной элиты. Прямое тому подтверждение – сдача европейскими монархиями Николая Второго с семьей.