МОЖНО ЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЗВАТЬ ВЫСШИМ?

Печать

Автор: Бурухина А.Ф. Категория: ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Что такое «высшее»?

1. Вдуматься, само слово «высшее» обозначает наивысочайшее, самое высокое, за которым уже ничего нет. Самый верхний уровень профессионального образования.

 

2. Из этого следует, что высшее – не для всех. Поскольку не все способны дойти до «верха».

3. Это подразумевает, фундаментальность (сакральность) знаний.

Насколько это отражает современную образовательную реальность?

Обратимся к истории высшего образования. Каждая эпоха строит своё образование.

Высшее образование в нашей стране появилось в 1687 году, когда в Москве была организована первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия. Далее в 1724 году была создана Академия наук (Петербург) и Московский университет (1755). В те времена высшие учебные заведения были маленькие, и в них обучалось мало студентов.

Советское время перестроило систему образования под свои нужды, предварительно частично разрушив «царские пережитки». В результате реформы Луначарского в 1923-1930 гг. многие вузы были преобразованы в техникумы. Но дефицит кадров, необходимость высоко квалифицированных спецов для развития промышленности привели в созданию вузов нового типа.

Мы унаследовали советскую систему, которая подверглась модернизации на западный манер (Болонская система). Открылось огромное количество вузов (в том числе частных), часть из которых потом закрыли, объединили и т.д.

Итак, современная система высшего образования характеризуется тем, что

1. высшее образование уже не высшее. В царские времена и советский период это обозначение было оправдано – высшее образование действительно было высочайшей точкой образованности человека. Сейчас мир меняется ежеминутно. Необходимость дообразовываться, дообучаться стоит перед человеком всю его жизнь. Поэтому в современном мире логичней говорить о системе перманентного образования.

2. высшее образование доступно для многих. С 1990-х годов в России началась массовость высшего образования. 80-90% современных выпускников получают высшее образование (для сравнения в советский период их было около 20%). И теперь высшее образование уже утратило ту недостижимость, высоту.

Год

Количество вузов

Количество студентов

1892

48

25 200

1915

105

135 000

1980

3 000 000

2008

5 000 000

2016

2663

2017

1256

3. О качестве знаний даже говорить не будем. Часть вузов несет фундаментальное образование, но часто в вузах, где образование платное, идет покупка дипломов. Часто человек с высшим образованием приходит в сферу, где это образование не нужно, либо в другую сферу, где все начинает с нуля, и в первую очередь, его обучают на месте. При этом у выпускника вуза есть иллюзия, что у него высшее образование, а значит, все двери для него открыты. Чем это продолжается, мы все знаем.

Вывод. Современный мир выдвигает новые требованию к высшему образованию, которое уже по факту давно не высшее. Образование современного человека такого, что у него вообще нет верха, поэтому можно говорить о перманентном образовании на протяжении всей жизни человека.

Поэтому над этим вопросом нужно работать.