ПРОЕКТНЫЕ АКТИВНОСТЬ И ОПЫТ КАК ФОРМА МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

Печать

Автор: Бурухина А.Ф. Категория: законодательный семинар, инициативы, проекты

Я вообще поддерживаю развитие. Но я понимаю следующее. Развитие – явление проектное, без проекта развитие невозможно. Но у  нас почти отсутствует класс людей, которые могли бы управлять проектами. Чтобы развивать проекты, необходима проектная квалификация, какой многие бизнесмены не обладают.
Например, я – начинающий бизнесмен, у меня пока нет юридического лица. Я только начинаю, соприкасаюсь с этим миром. Но я уже столкнулась с таким количеством проблем, что понимаю, что человека развития нужно готовить.
Есть вариант развития бизнеса, который мыслят многие – дайте денег, мы построим бизнес. Но если нет квалификации, то развитие будет инфляционным. А зачем давать деньги людям, которые не умеют развиваться? Здесь опасения абсолютно правильные.
Поэтому прежде чем дать денег на развитие, нужно подготовить квалифицированных специалистов. И здесь стоит сказать о проектном подходе. Но уже несколько лет я работаю над проектами. И сейчас эти проекты потихоньку вырастают в бизнес.
Такой подход мне кажется оптимальным для развития инновационных бизнесов, какие я и планирую. Конечно, в случае, если человек хочет продавать семечки, это вид бизнеса не будет инновационным (хотя почему нет?) и не потребуется несколько лет на его обкатку. Но если мы говорим о сложном, интеллектуально ёмком, инновационном бизнесе, например, в социальной сфере, то здесь, как нам кажется, нельзя торопиться. Поскольку такой бизнес обречён на множество рисков, которые невозможно учесть на этапе создания бизнеса, несмотря на поддержку государства (в виде софинансирования, грантов, обучения финансовой грамотности). Ситуация усложняются тем, что эти риски могут быть и объективными, и субъективными; связанными с несовершенством законодательства, меняющими потребностями общества, ответом государства на эти потребности, необходимостью больших вложений на старте, личными качествами бизнесмена и т.д.
Поэтому проективный подход для инновационного бизнеса – это, возможно, единственный вариант мягкого вхождения в бизнес и, если не получится, мягкого выхода из него. Мы предлагаем рассмотреть такой вариант, чтобы любой инновационный бизнес сначала обкатать в виде проекта, причём относительно продолжительное время, чтобы этот проект узнать изнутри, изучить его сильные и слабые стороны, увидеть и оценить реакцию потребителей на инновационное предложение, увидеть и откорректировать свои слабые стороны, найти наиболее оптимальные формы подачи и продажи продукта. Этот подход можно по-другому назвать – «медленно и верно», что может дать большую гарантию, что «наверняка». Есть другой вариант – появилась идея, всё просчитать, взять огромный кредит и начать. Но у инновационных проектов риски при таком подходе увеличиваются многократно и могут привести к драматическим последствиям. Зачем они?
Мой опыт говорит о том, что инновационная идея, воплощённая в практику, может долго блуждать в поисках той формы, которая будет оптимальна для выхода на рынок. Сейчас мне видится такой алгоритм для создания предприятия малого бизнеса:
1.                       Возникновение идеи инновационного бизнеса.
2.                       Аналитическая работа, изучение аналогичного или смежного опыта.
3.                       Формирование пилотного проекта.
4.                       Реализация пилотного проекта в локальном пространстве. Результаты.
5.                       Расширение проекта. Результаты.
6.                       Поиски форм поддержки:
- конкурсы для физических лиц;
- работа в некоммерческом секторе;
- поддержка со стороны представителей власти (например, депутатов разного уровня), должностных лиц (уполномоченные по правам ребёнка, человека и др.).
7.                       Размещение в СМИ информации о проекте.
8.                       При полученных положительных результатах – поиск формы продажи проекта.
9.                       Регистрация юридического лица.
10.                   Выведение проекта на коммерческую основу.
Примерно по этой схеме я веду к бизнесу 2 проекта: так называемый мульт-проект, призванный повысить мультипликационную грамотность родителей; и проект по профориентации детей разного возраста. И мне понадобилось несколько лет, чтобы проекты обкатать, изучить, привлечь союзников и сторонников, прежде чем выйти на рынок. Много вложено сил, времени. Немного денег, нисколько заёмных средств. Медленно и верно. Но наверняка. И без серьёзных рисков.
В итоге я хотела бы сказать, что поддерживая позицию Глазьева, необходимо учитывать претензии кудринской группы по снижению инфляционных тенденций в малом и среднем бизнесе.