ДЕПУТАТ: НУЖНО ОТДЕЛИТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ОТ ЗАКОНОДАТЕЛЯ.

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: законодательный семинар, инициативы, проекты

Прозвучало предложение на законодательном семинаре в Артемовском.

Занимаясь исследованиями в области профессий, работая над проектом Профессионального кодекса, мы обнаружили любопытнейшее явление. Есть профессия, о которой все знают, более того, более-менее регулярно, в зависимости от политической активности принимают участие в приеме представителей этой профессии на работу.

Но которой официально не существует. Мы говорим о профессии депутат. В тонкостях профессии попытались разобраться участники законодательного семинара, организованного Уральским отделением Изборского Клуба и который прошел в редакции артемовской газеты «Всё будет».

Сергей Николаевич Магнитов – научный руководитель Уральского отделения Изборского Клуба начал с того, что передал участникам семинара приветствие от имени председателя отделения Ильи Владимировича Тыщенко. Затем он обратил внимание участников на очевидный факт: депутаты есть, работают, представительные органы власти есть практически в каждом населенном пункте. Однако профессия депутат официально не существует. Их нигде не учат. А значит, нет четкого понимания, чем они должны заниматься, за что с них спрашивать. Депутат как представитель, отстаивающий интересы избирателей? Законодатель? Но эти ипостаси несколько, если не сказать, значительно различаются. Тем самым он задал тон семинара.

Эксперт Уральского отделения Изборского Клуба Андрей Валентинович Болдырев сформулировал одну из проблем работы законодателей, которая становится проблемой общества. А именно нарастающий объем законов и иных правовых документов. В качестве одной из причин он обозначил сложившийся стереотип, что чем больше депутат или фракция «выдает на гора» законов, тем лучше они работают. Но работают ли такие «законы»? А значит, нужно ставить вопрос об утилизации неработающих законов. В этом, в принципе, нет ничего необычного. На любом предприятии существует рутинная процедура аннулирования документов, которые по тем или иным причинам утратили актуальность. Почему бы тогда не внедрить нечто подобное и в законодательной сфере? Но тогда «Законодатель должен стать и «законоотнимателем», - как улыбнувшись, добавила Ирина Евгеньевна Кожевина – редактор газеты «Всё будет.» Иначе говоря, наряду с изданием законов, законодатель должен заниматься и их утилизацией.

Несколько с другой стороны на работу депутатов посмотрела представитель предпринимательских кругов Артемовска Нина Владимировна Зворыгина. Сейчас в представительной власти находится представитель большинства проголосовавших в округе. А меньшинство? За них ведь тоже голосовали? И часто меньшинство не так уж и мало. Почему представители меньшинства не участвуют в работе представительных органов власти? В любом акционерном обществе участники с небольшими долями имеют право участвовать в управлении предприятием. Да, мера власти у них сравнительно небольшая. Но она есть. Почему тогда в представительной власти нет представителей меньшинства? Ведь за ними стоят реальные люди – избиратели, граждане России.

И снова взял слово Сергей Николаевич Магнитов. Он вновь обратил внимание участников, на, вроде бы, очевидные факты. У нас в стране существует три ветви власти: судебная, исполнительная, законодательная. Из них только судей готовят профессионально в профильных юридических ВУЗах. А кто-нибудь слышал о профессии «исполнитель»? Законодатели у нас есть. Например в Свердловской области их 50. Но у кого из них есть диплом законодателя, дающий право на законодательную деятельность? Такая же ситуация с профессией депутат. Депутаты есть, но ни одного с дипломом. При этом о необходимости профессиональной подготовки депутатов говорят очень многие.

Дискуссия оживилась. Встал вопрос о содержании профессии. Кто он: представитель или законодатель? Чем он должен заниматься? Представлением (читай лоббированием) интересов делегировавших его избирателей или научной законодательной деятельностью?

Прозвучало предложение разделить эти два вида деятельности. Например, оставить за Государственной Думой законодательную функцию, а за Советом Федерации закрепить представительную, коль скоро он формируется по территориальному принципу. Так сформулировал журналист газеты Корелин Анатолий Алексеевич.

С другой стороны, если мы начинаем готовить людей по профессии, то как гарантировать их трудоустройство? Отменить выборы? Вводить на выборах квоту от Института Законодельства? Эту сторону вопроса поднял в дискуссии Сергей Федорович Ознобихин.

Направлять всех выбранных на обучение? Принуждение? А если пройдя обучение учащийся не сдаст экзамены или банально прогуляет?

Допустим, законодателей начали готовить отдельно. Но как тогда сохранить их связь с реальностью? Как не позволить «оторваться от жизни»?

Видно было, что тема была крайне интересна собравшимся. Закончили решением осмыслить всё сказанное и встретиться вновь.