ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ. НЕВОЗМОЖНО ИЗМЕНИТЬ СОЗНАНИЕ МАСС – ПОЭТОМУ ПУСТЬ ВСЕ ОСТАЕТСЯ, КАК ЕСТЬ. СЛОМ ОПАСЕН.

Печать

Автор: Семенова Н.Н. Категория: законодательный семинар, инициативы, проекты

  «Если бы двери восприятия были очищены,
     человек увидел бы вещи такими, как они есть…»
                                                                 Уильям Блейк
 
Да, выражение «ломать – не строить» - общепризнанно. Но ломать – это менять, уничтожать, обострять и создавать конфликтные ситуации, а значит дестабилизировать общество. Поэтому ломка и слом опасны. Они грозят политическими изменениями и экономическими потрясениями. Дестабилизация социально-экономической ситуации страны нежелательна. Так можно ли менять сознание масс без радикального слома? Поэтому ответ на вопрос: «Возможно ли изменить сознание масс?» - является принципиальным.
Формы общественного сознания давно известны: политическое и правовое сознание, мораль, религия, философия и наука. Состояние общественного сознания тесно связано с общественным мнением. Общественное мнение включает отношение ко многим аспектам: общественным событиям, деятельности различных групп, организаций и отдельных личностей. Общественное мнение регулирует поведение людей и социальных групп, находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации.
Что же влияет на сознание масс? Это вызовы, которые стоят перед обществом: внешние (геополитическая ситуация и экономические санкции) и внутренние (политическое и социально-экономическое положение, проводимые реформы, выборы, системный непрофессионализм депутатов, законодателей, управленцев разных уровней).
Сила любой цивилизации не только в технических и культурных достижениях, а в ее идеалах. Ценность англо-саксонской цивилизации – приоритет частной инициативы. Ценности исламского мира – сильный лидер с опорой на религию. Чаяния православного мира – отец-батюшка.
Самое время вспомнить о том, что сейчас последний президентский срок по действующей конституции. Значит, после его окончания возможны изменения в политической жизни общества.
Общественное мнение можно замерить: проводятся опросы, публикуются рейтинги, осуществляется мониторинг социальных сетей, формируются прогнозы. Что волнует массы в современной ситуации?
Опросы выявили следующие проблемы: ожидание социальной справедливости, вопросы ЖКХ, медицинское обслуживание, доступность образования, вопросы безопасности.
Меняется ли сознание масс под действием средств массовой информации: телевидения, радио, печати и интернета? Конечно, да.
Ученые выделяют стадии взаимодействия социума и телевидения, определяют виды манипулирования массовым сознанием: фабрикация фактов, отбор событий реальности, утверждение и повторение, дробление информации и срочность, упрощение и стерео-типизация, сенсационность. Наука утверждает, что с появлением телевидения сознание большинства утрачивает аналитические функции.
Влияние СМИ на сознание обусловлено химико-биологическими процессами. Память – это проторенные дороги в нейронных сетях. Это пути, по которым нервные импульсы проходят легче благодаря повышенной синаптической проходимости. Когда мы воспринимаем что-нибудь – любую информацию из внешней или внутренней среды, - нервные импульсы пробегают по каким-то определенным путям в гигантской нейронной сети, которой является наш мозг. Логические схемы, составленные из множества нейронов, обрабатывают поступающие сигналы, обобщают их, раскладывают по полочкам. Поэтому если СМИ «долбят» одну и ту же мысль, то информация перестает логически анализироваться и просто переходит в подсознание не зависимо от объективности информации.
Следует упомянуть и о существовании НЛП (нейролингвистического программирование). По сути, НЛП – научно-обоснованный способ внедрения в сознание или подсознание индивидов определенных установок. Надо обратить внимание, что в результате деятельности СМИ по перестройке сознания, индивиды вынуждены действовать в результате крайне агрессивной информационной среды. Определены даже характеристики подобной среды. Например, излишек ненужной информации, засоряющей ту информацию, которая необходима; чрезмерное присутствие в информации ирреальности (выдуманности) происходящего. Телевидение также оказывает на психику суггестивное (внушаемое) воздействие.
Итак, на сознание масс влиять можно.
Вероятность насильственного слома в существующей России на сегодня мала. Так как революция никому не нужна, а существующее положение вещей устраивает большинство социальных групп. Слома боятся все – народ, элита, правительство. 
Несмотря на это, изменения необходимы, так как государство должно развиваться. Народ выступает за развитие, но без радикального слома. А вот правящая элита хочет оставить все, как есть, и для этого и осуществляет манипулирование сознанием масс. В ход идет все: акцент на внешней угрозе, игра на чувстве патриотизма, отсутствие решения внутренних проблем якобы по объективным причинам.
Но тем не менее, нужен не слом, а поступательное развитие страны в интересах государства и его народа, который является главным субъектом процессов народовластия согласно конституции.