Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

КАК МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКИЙ ЛОЗУНГ ПОКОРЕНИЯ ПРИРОДЫ ПРИВЕЛ К ОСТРОЙ АК-ТУАЛИЗАЦИИ НООСФЕРНОЙ ТЕМАТИКИ

Печать

Автор: Семенова Ольга Категория: Статьи

Мы не можем ждать милости от природы,

после всего, что мы с ней сделали.

Неизвестный автор.

 

На самом деле лозунг покорения природы звучит по-другому: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача». Эти слова из выступления советского биолога, селекционера Ивана Владимировича Мичурина, которое он написал к 3-му изданию своих трудов. Полностью фраза звучит так: «Плодоводы будут правильно действовать в тех случаях, если они будут следовать моему постоянному правилу: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

 

Эти слова сейчас прочно связываются с марксистско-ленинским лозунгом о покорении природы. Тема природы занимала существенное место в творчестве К. Маркса. Он утверждал, что только в природе раскрывается природная сущность человека. «Человеческая наука» будет ориентироваться не только на познание человека, но и на его включение в материальное производство.

Им отмечаются направления применения «сил природы» в промышленном производстве и тенденциях их расширения. Но эти «силы природы» выявляет научное знание, которое материализуется в технике и технологиях материального производства. Современное ему производство, основанное на научных знаниях о природе и капитале, «создает систему всеобщей эксплуатации природных и человеческих свойств».

Почему существующее материальное производство эксплуатирует природу? Такая эксплуатация порождается потребительской стоимостью ресурсов природы. Она задает и соответствующее отношение человека к природе. Когда потребление этих ресурсов приносит ему значительную прибыль, тогда он и начинает их безмерно эксплуатировать. При таких условиях потребления формируется и потребительский тип отношения человека к природе.

В начале 20 в. в России сложилась необычная ситуация. Промышленное развитие достигло высокого уровня развития. Теоретические и практические знания человечества также выросли многократно. Именно в это время возникло учение о биосфере В. И. Вернадского. Создались все предпосылки для появления «общей теории природы» - ноосферы. Хотя термин «ноосфера» впервые был предложен французским ученым Леруа, под воздействием лекции по теории биосферы В. И. Вернадского в Париже, но именно разработку научной концепции ноосферы выполнил Владимир Иванович Вернадский.

Ноосфера по В.И. Вернадскому – не только сфера разума, сколько новое состояние, качество всей биосферы, в котором «научная мысль как планетное явление». Совокупный разум человечества, в первую очередь в лице мировой науки, становится мощной планетарной силой эволюции, «энергией культуры», меняющей облик Земли, то есть превращается в геологический фактор эволюции, равномощный с другими факторами эволюции биосферы. Биосфера, переходящая в новое качество за счет мыслительной силы человека, трансформируется в ноосферу, и в этом качестве явление можно сравнить даже с геологическими факторами, формирующими весь облик нашей планеты.

Это была прекрасная идея, которая захватила умы людей. Актуализация ноосферной тематики, развивалась, ускорялась, уплотнялась во времени. У Вернадского появлялись последователи, ученики. Эта теория прекрасно ложилась на социальные изменения в жизни общества, на духовный подъем, на промышленную революцию в стране.

В современном обществе сложилась иная ситуация. Вал работ на ноосферную и экологическую тематику нарастает. Это связано с тем, что, развитие человечества продолжается, точнее развитие его материальной стороны, стороны использования природы. Общество потребления растет, человечество увеличивается. Только сейчас не говорят «ноосфера», сегодня модно другое слово – «экология».

Можно выделить три фактора, которые характерны для современного положения вещей:

1. Увеличилось количество людей, человечество растет, ему нужно больше жизненного пространства. Соответственно нужно больше материальных благ.

2. Люди привыкают жить хорошо, общество становится более потребительским, чем раньше.

3. Человек стал обладать большим набором знаний и технологий. Иногда они даже приобретают разрушительный характер.

Но, к сожалению, пока нет единой теории, сопоставимой с теорией ноосферы Вернадского, поэтому она становится так популярна сегодня.

И еще один фактор. Раньше люди не обладали достаточным знанием и технологиями, чтобы предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий, а сейчас они стали обладать таким знанием. Но вся проблема в том, что им все равно. Они не думают о том, что будет потом, они привыкли развлекаться и жить с удобствами.

Поэтому, на мой взгляд, здесь проблема больше нравственного характера

И это возвращает нас к эпиграфу. Смысл высказывания в том, что человек не вправе ждать от природы ответного хорошего отношения. Стоит задуматься, а как же мы воздействуем на нее? При истреблении лесов, убийств животных, засорении океанов, морей, рек - сложно сказать о позитивных последствиях. К сожалению, нельзя говорить и о бережном отношении к природе. Чем дальше идет прогресс человечества, тем сильнее утрачивается связь с ней, сильнее ощущается потребительское отношение к природе. И, в конце концов, насилие над природой вызывает возмущение ее стихийных сил.

Так что ноосферная или экологическая тематика вновь назрела.

Считаю целесообразным заменить Закон об охране окружающей среды Ноосферным кодексом, который вводит понятие Ноосферы. Это позволит пересмотреть существующие противоречия и проблемы в новом качестве.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА