Автор: Магнитов С. |
Категория: Статьи |
Каменск-Уральский один из заповедных уральских городов. А в заповедном всегда можно встретить интересное и загадочное. Например, инженера, который берёт кисть и отражает заповедное.
Мы познакомились с Валерием Кондрашиным в Каменске-Уральском на выставке. Я представил Галерею Перевозчикова, он свои картины, и картины своей талантливой дочери, мы договорились о сотрудничестве.
Но сотрудничество должно быть предметным. Что могут каменские мастера предложить миру? Есть ли оригинальный замысел, оригинальный подход, стиль, есть ли ценность, которую можно продвигать? Если это пейзаж, то есть ли в нём замысел, или это просто копия?
Остановлюсь на одной картине. И так как люблю давать свои названия, назвал вещь «Валун Заповедный».
Вообще заповедные места на Урале не редкость, но найти увидеть и изобразить не все способны. Заповедную стилистику ещё надо создать. Мне сразу показалось, что Кондрашину это удалось. И вот одна из картин демонстрирует заповедную стилистику.
В чем заповедность? Персонажем картины выступает не яркая часть природной натуры, а свидетель всей истории этих мест - валун, лежащий здесь вечность как свидетель истории. Он будто остановил воду вокруг себя, чтобы создать тишину. Он много видел и ещё увидит. Автор создает будто образ древнего деда, рассказывающего молодым березам о прошедшей истории. Они обступили его, внимают, как древнему сказочнику.
Подчёркивая сказочность происходящего точечными мазками, художник создаёт невесомый, воздушный эффект, что и создает заповедность – основательность валуна, поднимающего голову из воды, и одновременно эффект парения, созданный прозрачными мазками. Интересно сказочное соотнесение болотного цвета и прозрачной воды, что дает впечатление прозрачности и ясности той древности, которая здесь таится.
Действительно, если мы захотим ощутить именно сакральность уральской древности, то нужно искать именно такую подачу натуры.
Интересная пейзажная техника не редкость, но выработать её очень непросто – нужно подобрать приемы именно для своей земли. Кондрашину удалось выразить именно уральскую заповедность и её, если хотите, современную жизнь.
Передача своего глубокого подхода детям редко кому удаётся. Но дочь Кондрашина Наталья может принять элементы мастерства, а затем выработает своё. Её вещь «Вода камень не точит» тоже о жизни гигантов вокруг нас – тот же точечный мазок, который превращает мёртвую натуру в живой образ – и так же показывает древность Урала, живущую среди нас.
Вот интересно: в заповедных местах живут заповедные люди. Я только порадовался этому. Другой гость выставки Илья Тыщенко сказал после посещения культурного центра «Дарина»: «Если в наше тяжелое время люди создают прекрасное, то у нас ещё все впереди!»