Автор: А.В. Болдырев |
Категория: Статьи |
В советские времена информация о центрах танкостроения была закрытой. Немногие знавшие подробности предпочитали не распространяться. Вопросы производства вооружения всегда составляли военную и государственную тайну. Ситуация несколько изменилась, в последние десятилетия. И сейчас, в общем, не составляет секрета, что Уралвагонзавод является центром российского танкостроения и объединяет вокруг себя танкостроительную отрасль страны. Тем интереснее узнать побольше об этом уникальном предприятии.
Во время работы на конференции «Танкпром-III», где я представлял проект «Танки Победы» Уральского отделения Изборского Клуба, нам был сделан замечательный подарок. Изданная к 80-летию предприятия книга «УВЗ. Завод и Музей», которую издатели определили как альбом-исследование.
О серьезности, с которой авторы подошли к изданию книги становится понятно буквально с первой страницы, где обозначены такие организации как ЮНЕСКО
[1], Всемирная федерация ассоциаций, центров, клубов ЮНЕСКО. Да и само оформление издания впечатляет: большой формат, высококачественная бумага, фотографии и иллюстрации.
Завод начинался в 1936-м году как вагоностроительный. Это было невиданное по тем временам производство и строительство. Планируемая мощность предполагала выпуск 180 вагонов в день на шести конвейерах. Есть моменты, которые характеризуют подход советского руководства того времени к строительству предприятий. Здания цехов строились по индивидуальным проектам. Огромное внимание уделялось эстетике. Так, например, стены автотранспортного цеха украшены барельефами.
Однако существенные коррективы внесла Великая Отечественная война. Завод перепрофилировался на производство танков Т-34
[2]. И с танками Уралвагонзавод связан и по сей день. Послевоенное расширение производства и производственных площадей связано в основном с увеличением объема и номенклатуры оборонной продукции. В 1972-м году завод был обозначен в «Книге рекордов Гиннеса» как самое крупное промышленное предприятие в мире.
Конференция «Танкпром
III» проходила во Дворце культуры имени Окунева. Я повидал заводские дворцы культуры и где-то даже привык к ним.Но этот на особицу. Он отличается от типовых ДК, которых немало в наших городах. Оказывается проект предназначался Ленинградскому Кировскому заводу, но усилиями тогдашнего директора завода И.В. Окунева дворец построили в Нижнем Тагиле. Немалую роль в этом сыграло массовое производство танков в годы Великой Отечественной войны. Сами тагильчане называют ДК имени Окунева одной из трех наград Сталина Нижнему Тагилу за войну.
[3]
Отдельный раздел книги посвящен заводскому музею. Музеем такого уровня может похвастать далеко не каждое предприятие в нашей стране. Особенностью танкового музея Уралвагонзавода является то, что в нем собраны уникальные материалы о танках, строившихся на предприятии и о людях,
которые создавали танки. В экспозиции представлены документы, подлинные чертежи Т-34 на батистовой кальке, элементы систем танков. Отдельные стенды посвящены главным конструкторам А.А. Морозову, Л.Н. Карцеву, В.Н. Венедиктову, В.И. Поткину. Ну и, пожалуй, самое интересное в музее – это выстроившиеся в ряд настоящие боевые машины, начиная от огнеметного ОТ-34-76 и до современного Т-90.
Книга несет еще много информации о вагоностроительном, криогенном производстве, о работе завода в социальной и культурной сфере и мы искренне благодарны за подарок. Лично мне было приятно увидеть себя на одной из страниц книги, почувствовать и свою причастность к созданию, не побоюсь этого слова, полиграфического шедевра.
[1] Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
[2] Сам по себе переход буквально за три месяца с производства вагонов на производство танков – это подвиг, который совершили заводчанепод руководством И.М. Зальцмана.
[3] Две другие – ДК металлургического завода и здание драматического театра