1. треснувшая икона
Если бы Дугин ничего больше не сделал, он войдёт в историю как стильный разоблачитель Фукуямы, личная встреча с которым под камеру напоминала встречу вкладчика и следователя с обанкротившимся банком. Я только не могу понять, как допустили такую промашку либералы. Или они уже ничего не смогли сделать или Фукуяме нечего было сказать.
Итак, Фукуяма – икона либерализма, заявившая о конце истории, точнее, завершении её исторической перспективы, поскольку История остановилась, достигнув наивысшей точки самореализации – мировой либеральной власти, воплощённой в США, - признал банкротство либерального проекта. А Дугин, отечественный автор, приближенный к телу иконы, показал, с каким треском она треснула. Причём само приближение к телу оказало приговорную роль: крохотный кабинетик иконы, вместо титульных вещей скромность, упадок, извинительный тон речей.
Дугин войдёт в историю как человек, снявший либеральную икону со стены.
2. почему?
Вообще само признание Фукуямы на камеру о несостоятельности либерального проекта человеку, который ему явно известен как русский консерватор и даже более того, само по себе немыслимо. Это всё равно, что побеждающая сторона выбросит флаг капитуляции или хотя бы белый флаг нейтралитета и перемирия. Так в чём же дело? Ведь это не просто шаг, это – гигантский сдвиг: ведь фукуямовская «Конец истории» - давно уже в анналах всех учебных заведений во всем мире, в том числе России. И что делать теперь академическим преподавателям, которые с этой иконой носились двадцать лет, защищали диссертации, вещали с кафедр?
Хорошо, Россия. Но ведь есть Европа и остальной мир, который тоже пригибал коленки. И ведь скрыть ничего невозможно – интернет уже протиражировал дугинскую поездку в США тысячекратно.
3. конспирология
Предположить случайность встречи и импровизацию на камеру сложно. Если Дугин его банально поймал за язык – это одно, а если нет, а если это какой-то секретный замысел, который заставил Фукуяму пожертвовать своей репутацией (потому что признание несостоятельной своей самой известной книги - это приговор и книге, и автору) в пользу нового?
Ясно, что для автора это катастрофа. Он уже ничто. И в его писание можно завернуть селёдку. Это все равно, что Марксу году в семидесятом озвучить, что «Капитал» не имеет исторической перспективы и опубликовать это во всех газетах мира.
Почему же Фукуяма это сделал?
Первая версия: он просто констатировал очевидное, чтобы быть честным. Версия сырая, но имеет право быть.
Вторая версия: проект закрыли, чтобы не мешался - в обмен на новый. Это более явная версия, но заменить либерализм по разрушительности для внешнего мира сложно. Неужели США сворачивают идеологический экспорт продуктов интеллектуального несварения?
Сложно это признать.
Далее. На что менять либерализм?
3. Бжезинский подскажет
Вторая встреча в ролике – с Бжезинским, что делает Дугина нашим титульным интеллектуалом. Но что дал разговор с Бжезинским? Внешне ничего – подтвердились только прежние концепты.
Но рассматривать две встречи без связи невозможно, значит она имела некое второе значение. Какое?
Если стратегия, озвученная Бжезинским, остается, то получается, что либерализм мешает именно реализации стратегии жесткого натиска – мировой диктатуры. Тогда получается, что либерализм как дымовая завеса уже не нужен, он, получается, отработал и его действительно надо закрывать, чтобы действовать в открытую.
Но тогда как же с заговором, если убирается либерализм как флёр? Это интересный вопрос. Видимо, настал момент, когда игра в открытую приносит гораздо больший эффект – у открытой игры с открытыми картами и намерениями своя психоделика. Ведь когда тиранию разоблачают, ей плохо, если она скрывается под демократическими и либеральными покровами. А разоблачитель на ней самоутверждается. А если сказать просто и ясно: да, я – тиран и буду вас всех крушить открыто и под ваши же аплодисменты - и что вы теперь предпримете? Нет возможности ни разоблачать, ни пикироваться.
Хороший приём.
4. ва-банк
Но если даже коррекция Бжезинского присутствует, разоблачение Фукуямы имеет для мира и особенно для России, где интеллектуалы прикасались к тексту (хорошо, кстати, сделанному) с придыханием, очень серьёзные последствия. Можно спорить, что Фукуяма куплен Кремлем (что вряд ли), можно намекнуть о старческом маразме (но Фукуяма бодр и «чист лицем»), но ясно одно: если икона сама заговорила, что либерального бога теперь нет, это серьёзно.
Но это значит одно: если маски сброшены, то ситуация идёт к ва-банку.
И это важно понимать.