Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО УПАДКА: ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Печать

Автор: Бобырева Т.С Категория: Бобырева Тамара Сергеевна

Формирование православных семейных ценностей на уроках литературы в средней школе.

Твою Родину буря сожгла,

Узнаешь ты гнездо свое, птенчик?

Б. Пастернак

 

Сегодня современный школьник оказывается в сложном положении, и не только из-за объема обрушившейся на него информации.

Не секрет, что в наши дни совершенно очевидно несовпадение нравственных уроков отечественной классики и сегодняшних, размытых, искаженных представлений о духовности, патриотизме, этике. Учитель-словесник вынужден  работать в крайне тяжелых условиях, противодействуя негативному влиянию пошлости, цинизма и прагматизма. Пробуждать у молодежи  «чувства добрые» и напоминать о существовании «прекрасного и вечного» педагогу всё труднее и труднее.

С чего начинается Родина? С родного дома, с семьи, ее традиций, уклада. Слова «семья», «семейство»… От этих слов веет теплым светом и уютом, это мир, согласие, духовное родство. Вот почему Россия для нас не просто территория, это, говоря словами Ильина, «национальный сосуд Духа Божия, это наш родной алтарь, и храм, и освещенный им кровный дедовский очаг. И потому «Родина» для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная святыня… Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. За нее стоит бороться и умереть».

Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, той самой духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом, здоровым и непобедимым. Наверное, не красота спасет Россию, а учитель, способный пробудить в воспитанниках «мечту своей родины». Впрочем, любовь к Отечеству – один из признаков подлинной красоты. А пробудить чувство Родины можно только в семье, в атмосфере добра, сопереживания, соучастия. Думается, что одной из главных тем в преподавании литературы должна стать тема семьи и семейного воспитания. Необходимо донести до каждого мысль, что семья – это Малая Церковь, это основа силы общества, без которой создать сильное национальное государство невозможно. Еще более ста лет назад в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевский предупреждал о надвигающейся трагедии, он писал, что в российском государстве всё больше становится «случайных семейств», выпускающих в мир «случайных людей», «выкидышей общества», и всё меньше – истинно русских «благочестивых семейств». Сегодня эпоха всеобщего «обособления» продолжается. «Разрывают прежние связи без сожаления, и каждый действует сам по себе и тем только и утешается», - с тревогой писал Ф.М. Достоевский. Разрушение семейных основ государства привело к утрате представлений о добре и зле, к атеистическому своеволию, к деградации и практически к физической гибели нации.

Поэтому именно сегодня, как никогда, возрастает роль семьи, роль отцов, которые должны стать духовными наставниками для своих детей. Ф.М. Достоевский убежден: «… без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь», «связующим, общим» началом общества должна стать «нравственная и гражданская идея». Без нее нельзя «взрастить поколение и пустить его в жизнь!» Вместо этого в обществе и семействе царит «поголовное и сплошное отрицание прежнего», допущение «всего того, что прежде запрещалось». Какие же высшие идеи могут родиться в среде «отцов», если «сами-то они… утратили целое, потеряли общее, разбились по частям, соединились лишь в отрицательном… говорят с чужого голоса, примкнули к чужой жизни и чужой идее и потеряли всякую связь с родной русской жизнью».

Какие же лекарства предлагает Ф.М. Достоевский? Писатель убежден, что такие лекарства есть: они в вере и в народе, «в святынях его и в нашем соединении с ним».

Теперь попробуем разобраться, как же раскрывается тема семьи, отцовства в некоторых произведениях русской литературы. Если вдуматься, то можно всех ведущих героев представить в двух ракурсах: как отцов, детей или героев одиночек, вне рода – племени. Кажется даже, что количественно вторая позиция преобладает: герои бездетные и бессемейные – Чацкий, Онегин, Печорин – воспринимаются как сироты, «мысль семейная» внешне не связана с ними. А судьбы Базаровых, Раскольниковых, Диких, Болконских, трагический путь Тараса Бульбы, может, «дети против отцов» или «отцы против детей» - это только внешний конфликт, который сменяется единством, доступный лишь избранным героям. Ориентиром при обсуждении этой темы может быть христианская религия. Ветхозаветный закон Моисея «почитай отца твоего и мать твою» воплощен Христом: это образец отношений отцов и детей. Заповедь почитания родителей остается одной из главнейших. Это благо жизни, наоборот, катастрофа жизни рисуется словами: «Предаст же брат брата на смерть, а отец – сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их». Примером в решении проблемы «отцов» и «детей» может стать знаменитый «Домострой», памятник культуры XVIвека. «Домострой» является житейским воплощением христианской морали и написан в форме «назидания от отца к сыну»: это завет обустройства жизни по слову Божию. Здесь отец и сын едины именно перед лицом Бога, что нисколько не умаляет земную, родительскую связь. Отец прежде всего ответственен за семью перед Богом, это вовсе не тиран семьи. А с совершеннолетием, с обретением собственной семьи, сын выходит из-под родительской опеки, сам отвечает перед Богом за свою семью. Общее позитивное решение темы «отцов» и «детей» дал А.С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Великий писатель Л.Н. Толстой придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Писатель считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства. Именно из дома, из семьи появляется способность притягивать к себе людей, талант понять чужую душу. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой употребляет слова «семья», «семейство» - это символ заботы, понимая, любви (например, семья Ростовых). Но понятие «семья» у писателя шире и глубже. Семейный кружок – батарея Раевского, отец и дети – капитан Тушин и его батарейцы, Кутузов – отец солдатам. И русская армия – это тоже семья, с особым, глубинным чувством братства, объединенности перед общей бедой. Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н. Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.

Что нового в решении проблемы «отцов» и «детей» дает нам современная литература? В 1999 году появилась статья В. Ерофеева «Поминки по советской литературе». Критик определил пафос разрушительства и гуманизма так: «Новая русская литература засомневалась во всем без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, материнстве, народной мудрости… Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к «грязному» слову, мату как детонатору текста… Мое поколение стало рупором зла, приняло его в себя, предоставило ему огромные возможности самовыражения». Обойти этот океан «чернухи» в самой жизни нельзя. По сравнению с ее масштабами, область «нормальной жизни» съежилась до острова в океане насилия, жестокости, унижения и беспредела. И добро тут не просто «с кулаками». Здесь самосуд определяет решение суда. Возьмем, к примеру, фильм «Ворошиловский стрелок» С. Говорухина (в настоящее время его очень часто показывают по многим каналам ТВ). Почему так спешит главный герой, мститель за поруганную девочку, с покупкой винтовки, отстрелом шайки негодяев? Кажется, он ощущает, что в нем убывает благородная ярость, а на фоне равнодушной дворовой компании не боится ли он и своего надвигающегося равнодушия? Увы, современная литература не сохраняет целостного, духовно-нравственного образа человека, она разукрупняет его, как вся современная реклама: есть «подмышки» с потовыделением, есть кожа с морщинами, есть нечто, нуждающееся в «прокладках», есть перхоть… Это тоже «чернуха».

Великий русский писатель В. Распутин в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» задает себе нелегкий вопрос: «Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Где же та точка, на которой зло всё же сгорит обессиленным? Обращение и возвращение всех к Богу? Но «злодей к Богу не торопится», хотя и берет в руку свечку, выставляет напоказ крестик. И Тамара Ивановна, героиня повести «Дочь Ивана, мать Ивана», не просто защищает честь рода, семьи, но «поправляет», как может, искривления в сфере правосудия (ее самосуд над насильником дочери). Муж Тамары Ивановны, Анатолий, давно потерявший работу, признается другу: «А ведь это я, Дёмин, должен был сделать». Это мужик должен был сделать, отец. А мужика не оказалось, он спать ушел… устал сильно…

На уроках литературы необходимо говорить о семье, о родовых связях, об отце как защитнике семьи. Необходимо защищать наших детей и от наркодельцов, и от порнобизнеса и проституции, и от массового сиротства и распродажи детей за рубеж. Сегодня открывается сокровенный смысл пронзительных строк В. Розанова о том, что счастливую родину любить «не велика вещь», мы должны любить ее именно тогда, когда она слаба и унижена, ограблена, поносима и нуждается в защите. Святая Русь не может погибнуть, потому что, по словам И. Ильина, в ней всегда жила «глубокая, никогда не прекращающаяся, никогда не истощающаяся жажда праведности, мечта о совершенстве». Быть русским, замечает И. Ильин, - это «значит не только говорить по-русски». Это значит «воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность…» И наконец, быть русским – значит «верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители».

 

Список литературы

  1. 1.Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин, Ремезов, Шмелев. – М.: «Скифы», 1991. – с. 187.
  2. 2.Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. – Новый мир. – 1911. - №10. – с. 213.
  3. 3.Ильин И.А. О русском национализме: Что сулит миру расчленение России. – Новосибирск, 1991. – с.11.
  4. 4.Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – М., 1989.
  5. 5.Розанов В.В. О себе и жизни своей. – М.,
ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА