Формирование православных семейных ценностей на уроках литературы в средней школе.
Твою Родину буря сожгла,
Узнаешь ты гнездо свое, птенчик?
Б. Пастернак
Сегодня современный школьник оказывается в сложном положении, и не только из-за объема обрушившейся на него информации.
Не секрет, что в наши дни совершенно очевидно несовпадение нравственных уроков отечественной классики и сегодняшних, размытых, искаженных представлений о духовности, патриотизме, этике. Учитель-словесник вынужден работать в крайне тяжелых условиях, противодействуя негативному влиянию пошлости, цинизма и прагматизма. Пробуждать у молодежи «чувства добрые» и напоминать о существовании «прекрасного и вечного» педагогу всё труднее и труднее.
С чего начинается Родина? С родного дома, с семьи, ее традиций, уклада. Слова «семья», «семейство»… От этих слов веет теплым светом и уютом, это мир, согласие, духовное родство. Вот почему Россия для нас не просто территория, это, говоря словами Ильина, «национальный сосуд Духа Божия, это наш родной алтарь, и храм, и освещенный им кровный дедовский очаг. И потому «Родина» для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная святыня… Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. За нее стоит бороться и умереть».
Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, той самой духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом, здоровым и непобедимым. Наверное, не красота спасет Россию, а учитель, способный пробудить в воспитанниках «мечту своей родины». Впрочем, любовь к Отечеству – один из признаков подлинной красоты. А пробудить чувство Родины можно только в семье, в атмосфере добра, сопереживания, соучастия. Думается, что одной из главных тем в преподавании литературы должна стать тема семьи и семейного воспитания. Необходимо донести до каждого мысль, что семья – это Малая Церковь, это основа силы общества, без которой создать сильное национальное государство невозможно. Еще более ста лет назад в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевский предупреждал о надвигающейся трагедии, он писал, что в российском государстве всё больше становится «случайных семейств», выпускающих в мир «случайных людей», «выкидышей общества», и всё меньше – истинно русских «благочестивых семейств». Сегодня эпоха всеобщего «обособления» продолжается. «Разрывают прежние связи без сожаления, и каждый действует сам по себе и тем только и утешается», - с тревогой писал Ф.М. Достоевский. Разрушение семейных основ государства привело к утрате представлений о добре и зле, к атеистическому своеволию, к деградации и практически к физической гибели нации.
Поэтому именно сегодня, как никогда, возрастает роль семьи, роль отцов, которые должны стать духовными наставниками для своих детей. Ф.М. Достоевский убежден: «… без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь», «связующим, общим» началом общества должна стать «нравственная и гражданская идея». Без нее нельзя «взрастить поколение и пустить его в жизнь!» Вместо этого в обществе и семействе царит «поголовное и сплошное отрицание прежнего», допущение «всего того, что прежде запрещалось». Какие же высшие идеи могут родиться в среде «отцов», если «сами-то они… утратили целое, потеряли общее, разбились по частям, соединились лишь в отрицательном… говорят с чужого голоса, примкнули к чужой жизни и чужой идее и потеряли всякую связь с родной русской жизнью».
Какие же лекарства предлагает Ф.М. Достоевский? Писатель убежден, что такие лекарства есть: они в вере и в народе, «в святынях его и в нашем соединении с ним».
Теперь попробуем разобраться, как же раскрывается тема семьи, отцовства в некоторых произведениях русской литературы. Если вдуматься, то можно всех ведущих героев представить в двух ракурсах: как отцов, детей или героев одиночек, вне рода – племени. Кажется даже, что количественно вторая позиция преобладает: герои бездетные и бессемейные – Чацкий, Онегин, Печорин – воспринимаются как сироты, «мысль семейная» внешне не связана с ними. А судьбы Базаровых, Раскольниковых, Диких, Болконских, трагический путь Тараса Бульбы, может, «дети против отцов» или «отцы против детей» - это только внешний конфликт, который сменяется единством, доступный лишь избранным героям. Ориентиром при обсуждении этой темы может быть христианская религия. Ветхозаветный закон Моисея «почитай отца твоего и мать твою» воплощен Христом: это образец отношений отцов и детей. Заповедь почитания родителей остается одной из главнейших. Это благо жизни, наоборот, катастрофа жизни рисуется словами: «Предаст же брат брата на смерть, а отец – сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их». Примером в решении проблемы «отцов» и «детей» может стать знаменитый «Домострой», памятник культуры XVIвека. «Домострой» является житейским воплощением христианской морали и написан в форме «назидания от отца к сыну»: это завет обустройства жизни по слову Божию. Здесь отец и сын едины именно перед лицом Бога, что нисколько не умаляет земную, родительскую связь. Отец прежде всего ответственен за семью перед Богом, это вовсе не тиран семьи. А с совершеннолетием, с обретением собственной семьи, сын выходит из-под родительской опеки, сам отвечает перед Богом за свою семью. Общее позитивное решение темы «отцов» и «детей» дал А.С. Пушкин:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Великий писатель Л.Н. Толстой придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Писатель считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства. Именно из дома, из семьи появляется способность притягивать к себе людей, талант понять чужую душу. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой употребляет слова «семья», «семейство» - это символ заботы, понимая, любви (например, семья Ростовых). Но понятие «семья» у писателя шире и глубже. Семейный кружок – батарея Раевского, отец и дети – капитан Тушин и его батарейцы, Кутузов – отец солдатам. И русская армия – это тоже семья, с особым, глубинным чувством братства, объединенности перед общей бедой. Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н. Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.
Что нового в решении проблемы «отцов» и «детей» дает нам современная литература? В 1999 году появилась статья В. Ерофеева «Поминки по советской литературе». Критик определил пафос разрушительства и гуманизма так: «Новая русская литература засомневалась во всем без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, материнстве, народной мудрости… Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к «грязному» слову, мату как детонатору текста… Мое поколение стало рупором зла, приняло его в себя, предоставило ему огромные возможности самовыражения». Обойти этот океан «чернухи» в самой жизни нельзя. По сравнению с ее масштабами, область «нормальной жизни» съежилась до острова в океане насилия, жестокости, унижения и беспредела. И добро тут не просто «с кулаками». Здесь самосуд определяет решение суда. Возьмем, к примеру, фильм «Ворошиловский стрелок» С. Говорухина (в настоящее время его очень часто показывают по многим каналам ТВ). Почему так спешит главный герой, мститель за поруганную девочку, с покупкой винтовки, отстрелом шайки негодяев? Кажется, он ощущает, что в нем убывает благородная ярость, а на фоне равнодушной дворовой компании не боится ли он и своего надвигающегося равнодушия? Увы, современная литература не сохраняет целостного, духовно-нравственного образа человека, она разукрупняет его, как вся современная реклама: есть «подмышки» с потовыделением, есть кожа с морщинами, есть нечто, нуждающееся в «прокладках», есть перхоть… Это тоже «чернуха».
Великий русский писатель В. Распутин в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» задает себе нелегкий вопрос: «Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Где же та точка, на которой зло всё же сгорит обессиленным? Обращение и возвращение всех к Богу? Но «злодей к Богу не торопится», хотя и берет в руку свечку, выставляет напоказ крестик. И Тамара Ивановна, героиня повести «Дочь Ивана, мать Ивана», не просто защищает честь рода, семьи, но «поправляет», как может, искривления в сфере правосудия (ее самосуд над насильником дочери). Муж Тамары Ивановны, Анатолий, давно потерявший работу, признается другу: «А ведь это я, Дёмин, должен был сделать». Это мужик должен был сделать, отец. А мужика не оказалось, он спать ушел… устал сильно…
На уроках литературы необходимо говорить о семье, о родовых связях, об отце как защитнике семьи. Необходимо защищать наших детей и от наркодельцов, и от порнобизнеса и проституции, и от массового сиротства и распродажи детей за рубеж. Сегодня открывается сокровенный смысл пронзительных строк В. Розанова о том, что счастливую родину любить «не велика вещь», мы должны любить ее именно тогда, когда она слаба и унижена, ограблена, поносима и нуждается в защите. Святая Русь не может погибнуть, потому что, по словам И. Ильина, в ней всегда жила «глубокая, никогда не прекращающаяся, никогда не истощающаяся жажда праведности, мечта о совершенстве». Быть русским, замечает И. Ильин, - это «значит не только говорить по-русски». Это значит «воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность…» И наконец, быть русским – значит «верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители».
Список литературы
- 1.Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин, Ремезов, Шмелев. – М.: «Скифы», 1991. – с. 187.
- 2.Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. – Новый мир. – 1911. - №10. – с. 213.
- 3.Ильин И.А. О русском национализме: Что сулит миру расчленение России. – Новосибирск, 1991. – с.11.
- 4.Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – М., 1989.
- 5.Розанов В.В. О себе и жизни своей. – М.,