Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

«ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ» ФЕДОСЕЕВА – АЛЛЕГОРИЯ ПОЗДНЕГО СССР

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Болдырев Андрей Валентинович

Я не устаю удивляться умению художников в неподвижном образе запечатлеть динамический процесс, эпоху. Зафиксировать на полотне события, которые в истории длятся годами и десятилетиями. Вот и в этот раз я испытал такое чувство, когда познакомился с картиной Сергея Федосеева «Закат Римской Империи».

 

Кони, конские упряжки, запряженные в колесницы, в мире, еще совсем недавно не знавшем механической силы всегда были олицетворением стремительной неукротимой мощи. Конские упряжки мчали своих седоков с недостижимой для человека скоростью. На поле боя находилось на так много сил, способных остановить несущуюся во весь опор упряжку. И на полотне мы видим несущуюся на нас четверку лошадей – квадригу. Разгоряченные кони полны азарта, каждый увлечен стремительным бегом и увлекает других. Окружающая обстановка показана размытой, как, собственно, она и должна выглядеть с несущейся во весь опор колесницы. Однако ясно угадывается характерная архитектура, справа вверху угадывается контур Пантеона и сомнений, что перед нами Древний Рим не остается. Окончательно определяет эпоху доспех возницы. Римский доспех трудно спутать с каким-либо еще.

Здесь просматривается прямая ассоциация с собственно Римом периода его расцвета. Держава раскинулась от Персидского залива на востоке до Шотландии на западе, от Карпат на севере до верховий Нила на юге. Культура, искусство, техника, научные знания являют высшие достижения своего времени. Могучая экономика. Несокрушимая армия. Едва ли в пределах досягаемости мог найтись кто-то способный противостоять натиску Империи, остановить её стремительный бег.

Перед нами, казалось бы, полная картина мчащейся на нас неукротимой квадриги – символа Римской Империи, но что-то выбивается из общего тона, диссонирует, нарушает практически идеально выстроенный образ. Это лицо возницы. На нем нет азарта бешенной скачки, нет единого с лошадьми порыва. Это лицо человека в тот краткий миг, когда стало видно препятствие, однако мозг, а за ним мимика еще не успели осознать катастрофу, успели только усомниться. Через мгновение выражение сомнения сменится маской ужаса. Но это через мгновение, а сейчас возница еще только усомнился-удивился. А кони – не люди. Они не понимают того, что начинает понимать человек. Они продолжают бешенную скачку на встречу гибели.

Скорее всего, так и было в конце существования Римской Империи. Еще давали урожай поля, стучали молоты ремесленников, текла вода по акведукам, исправно пополняли казну налоги, мерно стучали по каменным плитам прямых как стрела дорог сандалии легионеров, колыхались над строем знамена. Но элита, те, кто направлял движение державы, уже понимали и начинали осмыслять неизбежность краха. Это длилось годы и десятилетия, но Сергей Федосеев сумел в одном образе сконцентрировать сиюминутную мощь и понимание неизбежности.

Где художник мог взять понимание, ухватить глубинную суть этих процессов? Скорее всего, это идет из нашей молодости и юности, которая пришлась на завершение истории Советского Союза – великой державы, увы, окончившей свое существование.

1980-е. Возвращающиеся из космоса экипажи исправно рапортуют о выполнении поставленных партией и правительством задач. Исправно работают заводы, колосятся хлеба. Дважды в год по Красной площади в парадном строю проходят колонны войск и техники. Но полки магазинов потихоньку пустеют. Шепчутся по кухням диссиденты, обсуждая передачи «Голосов». А главное – мечется руководство. После двух смертей высших руководителей с интервалом в год, начались «Гласность», «Перестройка», одиозная борьба с пьянством. Можно спорить о мотивах такого его поведения, но можно твердо утверждать, что понимание приближающейся катастрофы было, и четкого понимания что делать и куда идти не было. Примерно как на картине Федосеева. Вот почему я считаю его произведение аллегорией позднего СССР.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА