или в чем Голливуд достиг «консенсуса»?
Ну что ж, свершилось. Премии американской киноакадемии «Оскар» 2018-го года вручены. Но политическая интрига, которую мы ждали, не разрешилась. Мы уже писали о некоторых номинантах на «Оскар». Это фильмы политически насыщенные. Они поднимали вопросы, более чем актуальные в современной Америке. И мы ждали, чью же сторону примет Голливуд? За или против Трампа? Но Голливуд выбрал третий путь.
Приз в номинации «Лучший фильм» был отдан картине «Форма воды» режиссера Гильермо дель Торо. Ему же достался приз за лучшую режиссерскую работу. Отдадим должное мастерству авторов. Сделано мастеровито. Режиссер по праву заслужил приз. Актеры также выложились, что называется «по полной». Отдельно я хотел бы отметить работу Салли Хокинс[1], сыгравшей немую девушку Элайзу Эспозито и сумевшую без слов выразить бурю эмоций. Это ставит её в один ряд с мастерами времен «Великого немого». Но конфликт картины посвящен не раздирающему сегодня Штаты противостоянию между сторонниками и противниками Трампа, а уже поднабившей оскомину проблеме толерантности и пониманию «не таких как мы». Основное страдающее лицо в фильме – некий «объект» (человек-амфибия, которого спецслужбы США выловили где-то в Амазонии). Он гуманоидного типа, ему не чужды человеческие эмоции, он даже как-то воспринимает язык глухонемых, на котором Элайза пытается с ним объясниться. Но он не такой как мы. Он приспособлен к жизни на суше и в воде. У него чешуя, приспособления для плаванья, двойная система дыхания. В какой-то момент его решают ликвидировать. И Элайза мобилизует друзей на его спасение. В ответ на возражения в духе «стоит ли нарушать закон из-за того, кого и человеком-то назвать нельзя», следует эмоциональная, на языке жестов речь: «Я тоже не могу говорить. Но слышу, я понимаю, я люблю музыку – совсем как он. Я такая же как он! Я не такая как все!» Эту тираду можно смело отнести к любой категории «не таких как все», каких во множестве появилось в последнее время и в отношении которых призывают к толерантности. Сюда же идет и дружба Элайзы с чернокожей Зельдой[2].
А кто главный «плохиш» - полковник Ричард Стрикиленд – белый мужчина, христианин, чью гетеросексуальную ориентацию недвусмысленно демонстрируют в первых же кадрах фильма. Он пытает «объект». От него исходит зло.
В общем, еще одна картина как большинство притесняет «не таких как все» и прочие «меньшинства».
Лучший фильм на иностранном языке – из той же категории. Здесь в центре внимания переживания транссексуала – еще одной категории «нуждающихся в толерантности».
Наконец – документальный фильм. Здесь, в общем, результат был ожидаем. В отличие от проблем внутренних внешние конфликты явно никто не запрещает поднимать. И инсинуации вокруг российских спортсменов и допинга в полной мере нашли свое отражение в фильме «Икар», где участвует бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, предоставивший якобы доказательства.
Попробуем подвести итог. Главный сегодняшний политический конфликт Америки на их главной кинопремии практически никак не отразился. Политизированные фильмы отмечены, но не в первых рядах. На первом плане оказалась в общем «дежурная», но устраивающая всех тема. Здесь две версии:
Либо противоборствующие группировки внутри Голливуда договорились о некоем компромиссе и сошлись на решении «ни вашим, ни нашим».
Либо кто-то влиятельный из вне настоятельно рекомендовал киноакадемикам свернуть конфликт, хотя бы внешне.
А чтобы «Оскар» этого года не выглядел совсем уж «толерантным» было решено добавить еще одну дежурную тему из СМИ – «Россия и допинг».
К слову: в «Форме воды» также нашлось место «плохим русским». Именно из-за противостояния США – СССР было решено ликвидировать «объект» и в фильме присутствуют советские шпионы, говорящие на «голливудском русском».
[2] Вообще-то это довольно смело для 1960-х, когда происходит действие фильма. Тогда расовая сегрегация в США была в силе. Рискну предположить, что авторы фильма несколько преувеличили.