«Дерево-Древо» Сергея Магнитова. Произведение о конфликте власти и интеллекта, о гордыне, о человеческой слабости и торжествующей над ней силой и о силе, побежденной человеческой слабостью.
В пьесе представлен незаурядный сюжет: Домициан, римский император, устав от того, что «…сердце женское узнал до мелких черточек…» и «…тошно от того, что будто куклы/ Они валяются в моих постелях,/ Пытаясь усладить…», берет в плен дикарку, «…по описанью судя, не равна всем прежним…», но не может её усмирить. Она рвется на свободу, причиняет увечья императору, не подчиняется ему, «первому из римлян». Тогда Домициан просит помощи у Прокла, философа, который входит в доверие к дикарке и узнает, что «…душа её и сердце/ принадлежат не ей – святыням/ Ее народа, - лишь они/ Решить судьбу любви и брака могут». Той святыней является дерево, что стоит в глубокой чаще. Опьяненному силой власти императору даром не нужна любовь, он хочет подчинения. Домициан решает убить жреца, что один может подступиться к дереву. В последней сцене мы узнаем, что император убил жреца, и дикарка ему покорилась. А Прокл, виновный в том, хотел, но не смог убежать от славы и наград, обещанных Домицианом.
Пьеса построена на образах реально существовавшего в истории римского императора Домициана и племенного народа, важную роль в управлении которого играло жреческое сословие – друиды. Под их покровительством находились священные дубовые рощи, и само название их возникло якобы от слова «дуб» («дрис»).
Важным атрибутов культа была человеческая голова. Она служила центром поклонения в древних кельтских святилищах.
Через всю пьесу «Дерево-Древо» проходят размышления о власти, о гордыне . У автора пьесы есть несомненный талант видеть человека изнутри, настоящего человека, без прикрас. Домициан олицетворяет власть. Он император Рима, но волен ли он, подобно Богу, распоряжаться чужими судьбами? Волен ли, не по статусу своему, а по-человечески? В дикарке мы видим лицо народа, что чтит свои святыни, традиции, верования и ему все равно на пытки, заключения и прочее насилие, пока он не увидит «голову жреца» и «меч, вонзенный в дерево, основу созиданий этого народа». Философ Прокл – это разум, без хитрости которого вся насильственность власти недейственна. И он, объятый гордыней, подкупленный блеском славы, согласен служить власти, чью жестокость и бессердечие видит и понимает.
На самом деле, меня пьеса сильно впечатлила. Так коротко и просто написано, но несет в себе глубочайший психологизм персонажей, развернутый сюжет и мысль, очень важную мысль, а вместе с ней главный вопрос пьесы: должен ли интеллект служить власти, помогая ей распоряжаться чужими жизнями? Человечно ли это? Справедливо ли? Как персонаж, Прокл, несет в себе разумную мысль, он называет вздором « и орден, и почет, и все такое…», жаждет справедливости: « Довольно рассуждать –её спасти/ От императорских причуд/ Я должен». Но после случившегося с дикаркой, с деревом, жрецом он медлит. Финальная сцена пьесы никого не оставит равнодушным: разум, интеллект, философ, понимающий, способный к состраданию, продался. Мы не видим самой сцены заключения соглашения между Домицианом и Проклом, но через ремарку «медлит» мы понимаем, что он сомневается, а значит уже наполовину отступил от своих убеждений.
Философские размышления о человечности в различных её проявлениях – вот о чем многие произведения Сергея Магнитова. Они про людей, об их порочности. За каждым произведением мы видим осуждение, но вместе с тем и сострадание к персонажам, олицетворяющим темные стороны человеческой сущности. Потому как очень важно не просто обрисовать эти образы, но и оживить их, дать читателю понимание и заставить его заглянуть внутрь себя и задуматься, насколько сильны в нас эти пороки.
Пьесу «Дерево-древо» очень важно правильно преподнести и внять этому призыву. И приятное впечатление не заставит себя ждать в проявлении. Очень многогранное и разнообразное произведение. И там точно есть над чем поразмыслить. У каждого из нас есть выбор: властвовать или подчиняться, быть жестоким или человечным, служить на благо народа или на благо себя. И мы все делаем его время от времени. Вопрос в том насколько он правильный.