Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ДВА СЛОВА О ДРАМАХ МАГНИТОВА

Печать

Автор: Владимир Курбатов Категория: ИЗБОР Программа продвижения соратников Изборского клуба

Пьеса — это почти то же самое что сценарий. Двойственный жанр, жанр с двойным назначением — обращённый как к читателю, так и к режиссёру. Может быть, читателей у пьесы не бывает много, но, с другой стороны, режиссёров вообще много быть не должно. Не раз слышал: «Ой, не люблю читать пьесы!»

Понятно: из-за особой формы подачи… Но на это можно ответить так: ты просто не умеешь их читать! Если интересная тема… Если так или иначе интересен автор…

Сергея Магнитова я знаю как человека весьма деятельного и очень широких интересов вообще и писательских, в частности. Очевидно, у него был свой расчёт обратиться к жанру пьесы, особенно тогда, в 1990-х. Годы пониженной социальной ответственности, всеобщей разболтанности и расшатанности. Тот, кто пережил их, помнит. Разумеется, провинция и столицы проживали 90-е годы XX века по-разному. Мы, в провинции, больше были озабочены проблемами выживания, а глобальные проблемы решались там. По крайней мере, мы так думали.

Я, человек послевоенного поколения, воспринимаю 1990-е годы как самые трудные. Много позже узнал, что даже среди моих ровесников оказались люди, уехавшие в Москву, чтобы отстоять своё мировоззрение. Я для себя такого не допускал: семя и прочее.

И когда мне встретился общий заголовок книги «Холодные блюда 1901-го», стало любопытно: о чём это? В 1991-м мы потеряли страну. Подавляющее большинство людей в провинции смотрели на события глобально. Именно так. Позже стало ясно, что мы ошибались насчёт столиц. Мы их переоценивали. Они уже проецировали свои судьбы на новый порядок: кто-то предполагал вмешаться, кто-то думал уйти в сторону, кто-то выжидал. Люди жили своими проблемами и решали их сообразно подсказкам своей совести. Причём в совесть уже вносили многочисленные корректировки. Вносили те, кто мог. Помните, Гайдар говорил: кто не вписался, тот не вписался. Умер.

 

 

Забегая вперёд, скажу, что умерли не все. Если бы все, у нашей нынешней власти уже не было бы никаких проблем. Впрочем, и России как таковой уже не было бы.

Оказалось, что пьесы Сергея Магнитова «Погоня» и «Дело Комиссаровой» посвящены частным судьбам людей, которым предстояло вписываться в новый порядок. Сразу скажу: в пьесах нет положительных героев, особенно, в первой (во второй об этом можно поспорить с небольшой натяжкой). Но что интересно: вы попытайтесь почитать — почти наверняка увидите что-то знакомое, может быть, даже своё.

Пьесы это в большой степени диалоги. А диалоги мы всегда проверяем на естественность. У меня по поводу естественности разговоров претензий нет. Но по сюжету и его поворотам я бы с автором поспорил. К примеру, я не верю в сумасшедшие привязанности девушек к парням ни с того, ни с сего, что есть в обеих пьесах. Больше того, девушки больше склонны манипулировать парнями, чем наоборот. Впрочем, в первом случае всё объясняется гротеском — нарочитой трагичностью и потому ускоренным ходом событий и наличием действующих лиц, немного душевно больных. Правда, такой и страна выглядела в то время. А вот во второй пьесе странный перелом в героине непонятен. Хотя здесь у читателя может возникнуть симпатия к тому или иному герою. Но странно: сам автор остаётся загадкой, он как бы ни с кем себя не отождествляет, никому не симпатизирует. Этому качеству можно только позавидовать.

Пьесы построены на одинаковой идее — месть — и схожи финалом. Во второй пьесе он более праводоподобен. Но детектива нет ни там, ни там. Казалось бы, бог с ним, но психологического напряжения хотелось бы побольше, при том что нанизанные на сюжет события вполне уместны. А напряжения нет, потому что недостаточно психологически раскрыты даже главные герои. В «Погоне» не понятна роль Маргариты; получается, что она как повод всего лишь, но масштаб этого повода преувеличен.

Предполагаю, что второе прочтение обеих пьес внесёт какую-то ясность, ведь тут всё объясняется диалогами, а их много — надо читать и перечитывать. Произведения-то живые и немного осторожничают перед читателем. Во всяком случае я прочитал их на одном дыхании.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА