Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ДЕБАТЫ. ИСЧЕРПАННОСТЬ ЖАНРА?

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Магнитов Сергей Николаевич

Чтобы говорить об исчерпанности, есть смысл напомнить о «наполненности» - о тех эталонах, которые породили жанр.

 

Перед нами марка, посвященная 100- летнему юбилею (!) дебатам Линкольна и Дугласа в ходе выборов в Конгресс 1858 года. Отметим, что на марке изображен именно Линкольн (а не Дуглас), формально по причине того, что он был инициатором дебатов (как кандидат на сенаторское кресло в Конгрессе), хотя ясно, что в марке отражены политические предпочтения на 1958 год – год нового перелома в деле решения проблем чернокожего населения США. Если сто лет назад дебаты были посвящены отмене (Линкольн) рабства, то в 1958 стоял вопрос об отмене расовой сегрегации. Так что дело не только в дебатах. Тем не менее, марка выпущена как юбилейная.   

Второе назначение марки – плакатное: напомнить тот эталон, который лег в основу представления о демократии и демократическом стандарте – дебатов как формы поединка двух кандидатов. Причем со своими правилами, которые были отработаны в этой версии. Недаром они стали именным форматом - «Дебаты Линкольна-Дугласа», которому стараются придерживаться кандидаты и сегодня.  

Отметим, что в США массовка – когда собирается несколько кандидатов и высказываются – дело новое, «телевизионное». И это верно, поскольку дебаты имеют смысл только в форме поединка, публичного спора, когда есть возможность не только доказывать позицию, но и регулировать её. Сегодня же, когда собирается 7 человек кандидатов, – то начинается свара на уровне обвинений и пустых реплик. Но главное, что в течение 2-3 минут кандидат может высказать только лозунги. До аргументов дело не доходит. Между тем классические дебаты – это многочасовой поединок (минимум 4 часа) при большом скоплении людей. Причем дебаты предполагали несколько туров – они перемещались из города в город и раскрывали свои позиции тема за темой. В 1858 году городов штата Иллинойс было 7 (!).  

Этот стандарт – публичного избирательного поединка - настолько важен, что до сих пор играет роль в партийном строении США: бинарная партийная система не меняется еще и для того, чтобы формат дебатов – как символа активной, открытой демократии был незыблем: только две могут в поединке сартикулировать позиции и их столкнуть. Третий элемент всегда будет для кого-то примирительным, либо хаотическим.

Всё-таки очевидно, что только открытый поединок, пусть с издержками и элементами шоу, может характеризовать кандидата как народного лидера. Но как допустить на пустую массовку серьёзного политика, если нет дебатов, а есть мелкое пикирование – до измельчения самих кандидатов?

Сегодня дебатами называется собрание спорящей массовки, состоящей из нескольких человек. Никакой аргументации и глубины сразу не предполагается. В дебатах Линкольна-Дугласа сторона могла выступать 1 час, тогда как другая возражать – полтора (!). Это совсем другое дело, нежели 7 человек, перебивая друг друга, пытаются подать какой-то лозунг. Это уже не дебаты (исходя из начального стандарта), а дискредитирующая перепалка. Она дискредитирует не только т.н. дебаты, но и самих участников. Какой серьезный политик пойдёт на эту дискредитацию?    

В этом смысле надо признать - формула сменяющихся поединков в Штатах - понятнее и логичнее, потому что они хотя бы отчасти придерживаются изначального формата.

Мы можем говорить о кризисе жанра самих дебатов только в Штатах, поскольку у нас этого жанра просто не появилось. Трудно представить, что кто-то у нас организует многочасовой поединок, собрав массу народа для глубоких и судьбоносных дебатов. Такая культура внимания у нас ещё не созрела. Более того, все ток-шоу только портят «вкус», давая возможность существовать только реплике (от replay – куска речи), тезису и броскому словцу – без возможности его развернуть и аргументировать. Никакого дебатирования нет. 

Что касается Штатов, то культура дебатов находится в кризисе. Во-первых, по тематике. Темы и аргументация всё мельче и мельче. Элемент шоу все больше и больше. Если для Линкольна-Дугласа не было запретных тем, даже если они были крайне острыми, то сейчас тематическое ограничение слишком бросается в глаза. Ведь изначально дебаты были крайне идеологичными, они касались фундаментальных основ строения США, а сейчас это всё «прогулки по частностям», как сказал один американский политолог. 

Выпущенная в 1958 году марка о дебатах, конечно, напоминание о демократических традициях и основательности форматов, которые стали забываться в послевоенные годы, когда во власти США оказались военные во главе с Эйзенхауэром, который очень неохотно участвовал в публичных процессах, ссылаясь на «внешние обстоятельства». Но эпохи менялись, поэтому выиграл выборы тот, кто в дебатах участвовал с огромным удовольствием – Джон Кеннеди. Напомним, что Кеннеди победил Никсона в 1960 году при помощи первых теледебатов в США (да и в мире тоже).  

И сегодня марка напоминает о традиции публичного поединка, но будут ли идеологии, которые позволят вернуться к стандарту дебатов, заложенных Линкольном? В любом случае, сегодня понятие дебатов надо бы убрать из лексикона наших ведущих и журналистов. 

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА