«Урал – опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец»
А.Т. Твардовский
Вынесенные в эпиграф строчки как нельзя лучше подчеркивают роль нашего края в судьбе России. Отдавая должное всему, что было создано уральцами, всё-таки отметим, что на первом месте всё-таки стоит металл и металлургия. Урал – это металлургия. Металлургия – это Урал. За последние триста лет эти слова стали синонимами. Металл во многом определял мощь нашей страны. Из уральского металла изготавливали пушки для армии Петра Первого. Скрепленные уральскими гвоздями и скобами корабли громили шведов при Гангуте. Уральским металлом торговали с Европой. Клеймо «Старый соболь» было гарантией высочайшего качества продукта. Сейчас трудно представить, как в условиях сурового климата строились доменные печи, возводились корпуса фабрик и заводов. Как организовывался привод механизмов от водяного колеса. В век атома и электричества такое кажется невозможным, но это было. Вывоз продукции с Урала – своя эпопея. Чусовая единственная река, пересекающая Уральский хребет не отличается полноводием и спокойным нравом. На речном дне у подножия скал-бойцов лежит немало барок, груженных пушками, ядрами, листовым железом, инструментом, просто металлом в чушках. Соседи не отличались спокойствием и мирным нравом. Набеги кочевников были обычным делом. Неслучайно многие уральские города возникали именно как крепости.
В веке девятнадцатом к славе промышленной добавилась слава художественная и научная. Творения каслинских и златоустовских мастеров составляли и составляют гордость крупнейших музеев страны и мира. Имена Ивана Бушуева, Василия Торокина стоят в одном ряду с именами лучших художников. На уральских металлургических заводах братья Черепановы построили один из первых паровозов. Здесь была построена паровая машина Ползунова, позволившая уйти от привязки к энергии водяного колеса. В Златоусте Аносовым был восстановлен секрет изготовления булата. И это был русский булат, сохранявший свои свойства в условиях более чем восьмидесятиградусного перепада температур в течение года. В Перми, в музее знаменитой «Мотовилихи» стоит стакан, сваренный Николаем Славяновым из восьми черных и цветных металлов. В начале века на Южном Урале было найдено золото и Россия перестала ввозить денежный метал из-за рубежа. Здесь выстраивали свои промышленные империи Строгановы, Демидовы, Турчаниновы. Здесь вырастали и совершенствовали свое мастерство кузнецы, плавильщики, литейщики, граверы, скульпторы.
Двадцатый век был богат на трагические и героические события даже по меркам России, чья история не отличается спокойствием. Менялся строй. Бушевала гражданская война. Рушились и возрождались старые заводы. Вырос гигантский, не имеющий по эффективности аналогов в мире Магнитогорский комбинат. С развитием электроэнергетики выросли Челябинские цинковый и ферросплавный заводы, алюминиевый завод в Каменске-Уральском. Стали с уникальными свойствами выплавлялись на Челябинском и Златоустовском металлургических заводах. Уральский металл полетел в космос.
«Лихие девяностые» стали тяжелым ударом для нашей промышленности. Но и в это время нашлись люди, сохранившие производственный потенциал. Люди, которые сейчас поднимают металлургию, несмотря на все перипетии и волнения рынка.
Мы начинаем программу МЕТАЛЛ ПОБЕД, чтобы поднять славные страницы нашей истории. Показать наши прошлые и нынешние достижения. Вспомнить имена земляков. Мы поднимаем и обобщаем опыт наших предков и современников, чтобы укрепить и развить наши предприятия. Мы ставим задачу привлечь новые молодые силы в металлургию Урала, чтобы уральский металл еще долгие годы служил основой могущества России.