Вглядываясь в даль, мы часто не видим выдающегося вблизи.
Бытует мнение о технической отсталости дореволюционной России. В советское время этот тезис служил одним из обоснований большевистского переворота и поэтому настойчиво культивировался. Будучи примерным октябренком, пионером и комсомольцем, я вслед за политинформаторами повторял этот тезис. Однако учебники физики и химии, научно-популярная литература говорили о другом. Нет, там не было эпитетов и обобщений. Там просто перечислялись имена Лодыгина, Яблочкова, Доливо-Добровольского, Сикорского, Жуковского, Менделеева, Бородина, Зелинского. И неоднократно в сочетании со словами «впервые в мире». Проживая в Челябинске, я регулярно пользовался Транссибом. Видел железнодорожные пути, проложенные в горах и тайге, мосты над горными реками. Ближе к «Перестройке», на волне развенчания коммунистической идеологии становились известны другие факты. И в голове начинал формироваться вопрос: «А сами-то русские знали, что они отсталые?»
На «Порогах» я мечтал побывать давно. Информация о построенных на горной реке гидроэлектростанции и металлургическом заводе попадалась неоднократно. Такой случай представился. И я в полной мере оценил инженерный и хозяйственный ум наших предков. Совершим же небольшой экскурс в историю.
В конце
XIX – начале
XX века металлургическая промышленность России остро нуждалась в ферросплавах, которые ввозили из-за границы. Получали их электрометаллургическим способом. Вот и возникла идея у тогдашнего управляющего Саткинским чугуноплавильным заводом А.Ф. Шуппе построить на горной реке вблизи месторождений сырья электростанцию и завод. Такое место нашлось на реке Большая Сатка между хребтами Уары и Чулковка, в 35 верстах от Сатки и 18 от станции Бердяуш. Начиная с 1906-го известный инженер-гидравлик, профессор Б.А. Бахметьев ведет в этих местах изыскания и проектирование. В 1908-м образуется фирма – Акционерное общество «Уральское электрометаллургическое товарищество графа А.А. Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф.Т. Роппа и А.Ф. Шуппе» и начинается строительство. А 1 июля 1910-го электрометаллургический завод «Пороги» был пущен в эксплуатацию. 12 июля 1910 получена первая опытная партия ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена первая опытная плавка феррохрома весом 954 кг. Порожская плотина – на сегодняшний день единственное в мировой практике гидротехническое сооружение, возведённое путём кладки из дикого камня (песчаника). Её высота 21 м, длина по гребню 125 м. Ширина по подошве 12,5 м, по гребню 4,2 м. В машинном зале были установлены турбины мощностью 800 л.с. для производства и 50 л.с. для освещения завода и поселка. В плавильном цехе были установлены дуговые электропечи системы «Эру» (Франция). Графитовые электроды изготавливались здесь же, в графитовом отделении Порожского завода. В 1929-м были установлены дополнительные печи и турбины и мощность завода удвоилась. До 1931-го
[1] Порожский завод оставался единственным в России поставщиком ферросплавов. В середине 80-х годов, здесь, в старинных электродуговых печах, на электроэнергии, выработанной генератором 1909 постройки, была выплавлена партия особо чистой окиси магния – она была применена для изготовления теплоизоляционной керамики при облицовке фюзеляжа космического корабля многоразового использования «Буран».
Захватывает дух от самой постановки задачи. В тайге, между гор построить электрометаллургическое производство. Это были не просто мечты, а производственные задачи: гидростроительные, транспортные, металлургические электротехнические. Под эти задачи проводились изыскания, проектирование, закладывались средства акционеров. Значит, все эти люди прекрасно осознавали реальность их выполнения. Что плотина будет возведена, турбины установлены, печи запущены, а продукция вывезена. И при этом будет получена прибыль. Время подтвердило правильность принятых решений. Завод выпускал ферросплавы почти до конца ХХ века. Электростанция работает и сейчас, снабжая электроэнергией прилегающий поселок.
Нужно добавить и способность наших предков гармонично вписать промышленный объект в окружающую природу. Плотина выглядит продолжением окружающих реку скал. А заводские постройки совершенно теряются на фоне гор.
Дорога к «Порогам» не очень удобная, грунтовая. А может быть, так и лучше. Здесь нет праздных туристов. Сюда поедет только тот, кто знает, куда едет и зачем едет. Едет, чтобы прикоснуться к великому наследию предков.