1. область ненадёжных исчислений
Именно в области политических процессов конкурирующие рейтинговые агентства применяют самые неожиданные, вплоть до произвольных, методы расчёта. Те же самые методики расчёта со всеми произвольными выводами переходят и к нам.
А это неверно, хотя бы потому что наша политическая система даёт другие алгоритмы формирования, наращивания, утверждения политического капитала. Если в США просто отсутствуют прямые выборы президента, то конфигурация политического капитала в США принципиально другая, совершенно неприменимая у нас. Но нам навязывают именно штатовскую систему, что искажает логику политической капитализации в России. Поэтому отечественная рейтинговая система должна выработать свой подход, чтобы политический рейтинг отражал реальное положение сил в политическом процессе.
Однако надо сразу оговориться, что наши конкуренты формируют наши политические рейтинги для себя, для своего пользования, что их извиняет, но на нас их логика расчёта вдвойне неприменима. Например, исчисление меры лояльности к США идёт как несомненный плюс, тогда как для России это не всегда является плюсом и вообще политическим капиталом. Например, Каспаров имеет высокий рейтинг в США, тогда как у нас – на уровне статистической погрешности, то есть доли десятых.
2. как считать без определения цели?
Вообще политические расчёты должны начинаться с определения политических параметров и целеполагания. Ведь способность дойти до политической цели, получить политический результат и определяет политический капитал. Например, если человеку для цели нужно пройти через болото, то многомиллионный лимузин не нужен, он не имеет ценности, а нужна хорошая карта местности или проводник, а также физическая подготовка, бесстрашие и крепкий шест. Более того, то, что хорошо для другой цели, может быть обременением и помехой для этой. Значит только имея в виду цель, мы уже можем посчитать потенциал, способность человека пройти болото и достичь цели. И здесь очевидно, что политический вес шеста легко перевешивает политический вес автомобиля.
Если рейтинг исчислять без цели, то критерии исчисления вообще невозможно сформировать, а значит эти критерии будут произвольны, а значит ошибочны, а значит никчемны.
Поэтому отечественная рейтинговая система должна оценки относительно заданной цели, её уровня и качества.
3. рейтинг как ориентир для политиков
Почему полезно нам сформировать свою рейтинговую систему и увязать её в первую очередь с целью? Не только для расчёта потенциала политика, но и для верной ориентации его самого в политическом поле. Многие идут в политику, мало осознавая, зачем они это делают. А это значит бесцельная политика становится нерентабельной, что для страны в целом нежелательно, потому что такая политика инфляционна.
То есть определение цели как первого критерия оценки ещё и будет способствовать эффективности политики. Многие претенденты будут просто знать, что именно цель от него требует и что им нужно накапливать для получения политического веса.