Танки сегодня – это не просто боевая машина – это сегодня целый механизм воспитания патриота страны, потому что история отечественного Танка – это история побед и прорывов.
Сентябрьским утром 1916-го года немецкие солдаты были разбужены непонятным шумом, доносившимся со стороны противника. С лязгом и грохотом, с непонятным урчанием, в сизом дыму на них надвигались странные коробки. Они переползали через бугры и воронки, как нитки рвали колючую проволоку. Ружейный и пулеметный огонь не причинял им вреда. Зато сами коробки явно располагали пулеметами и даже пушками. Ужас был таким, что многие решили, будто сам дьявол явился на землю. Англичане тогда прорвали фронт. А на поле боя вышел новый вид боевой техники и новый род войск – танки. И хотя британцы первыми применили танки в бою, не им суждено было определять облик танков в грядущем столетии.
СССР, начав с копирования английской и французской техники, уже в конце тридцатых располагал внушительным танковым парком, укомплектованным на передовом мировом уровне и людьми, которые умели воевать на этих танках. Возможности наших танковых войск были наглядно продемонстрированы летом 1939-го в монгольской степи, явив миру первый пример «блицкрига». А уже зимой на Карельском перешейке против финских дотов вышли танки, которые не брали не только пули, но и снаряды.
На полях Второй мировой войны советские танки стали образцом, сравняться с которым так ни кто и не смог. По совокупности боевых качеств они по праву были признаны лучшими в мире и стали образцом для подражания на все послевоенное время. Танковые соединения Красной Армии прошли половину Европы, сметя мощнейшую германскую военную машину. Молниеносный разгром Квантунской армии, где основную роль сыграли подвижные соединения, стал решающим аргументом для капитуляции Японии.
Однако танки – это не только сами танки. Прежде чем ринуться бой, сокрушая технику и укрепления, расстреливая живую силу, танк должен родиться.
Во все времена танк был сосредоточением передовой научной, технической, производственной мысли. В нашей стране были созданы научные учреждения, разработавшие лучшие в мире броневые стали, материалы подвесок, горюче-смазочных материалы. Построены металлургические и машиностроительные предприятия. Разработаны уникальные танковые двигатели, механизмы, приборы, вооружение. Подготовлены кадры рабочих, инженеров, организаторов производства.
Танк не может воевать сам по себе. Им управляют люди. В нашей стране созданы учебные заведения, готовящие специалистов от рядового состава до командующих танковых армий. Кроме того, здесь ведется исследование вопросов применения танков, организации танковых частей и соединений, их снабжения и обеспечения.
История наших танковых войск, нашей танковой промышленности – история выдающихся достижений, титанических прорывов, дерзких экспериментов. Теория массового применения танков была разработана в нашей стране и успешно применена сначала на Халхин-Голе, потом в Великой Отечественной войне. Все знают танк Т-34, но мало кто знает, как проходил последний этап его испытаний, когда машины своим ходом проделали путь от Харькова до Москвы. Тот, кто испытывал опытные машины – понимает, каков был риск. А сварка броневых плит! Сравните литой броневой корпус – отливку в десятки тонн, которая остывает несколько суток и сварную конструкцию, которая изготавливается за часы. Уралвагонзавод. Сейчас об этом знают все. Уникальное предприятие, единственное в мире, где танки изготавливались конвейерным методом. Кстати, перестройка за какой-то месяц предприятия с выпуска вагонов на выпуск танков – предмет особого разговора.
Плавающие танки были впервые созданы в нашей стране. Они не могут похвастать толстой броней и мощным вооружением, но какая машина способна пересечь Ладожское озеро? А наши Т-38 смогли и даже сбрасывались на воду с самолетов. Плавающий танк ПТ-76, боевые машины пехоты и десанта представляют собой уникальные боевые машины, способные действовать на пересеченной, насыщенной реками и озерами местности. «Летающий танк» – так называли самолет Ил-2, еще так говорят о прыжках на танках. Но и настоящий танк действительно летал. Проект «Крылья танка» предполагал переброску танков по воздуху по типу планера. Проект «Кентавр»: представляете, машина вместе с экипажем сбрасывается с самолета и сразу после приземления устремляется в атаку. Представьте себя на месте командира обороны какого-нибудь важного объекта, на которого буквально с неба падают ощетинившиеся пулеметами и орудиями смертоносные машины. И всё это в какие-то минуты. Кстати о прыжках. Сейчас весь мир удивляется прыжкам Т-90. Но ведь наши прыгали на БТ еще в тридцатые. БТ в принципе был выдающейся машиной. Танк со скоростью гоночного автомобиля! И многое-многое еще.
В Челябинске на Комсомольской площади установлен на пьедестале танк. А многие ли знают, что это за танк? Если спросить прохожих, далеко не все назовут марку, немногие выдадут штамп «Т-34» и только один-два правильно назовут ИС-3. Какие страницы истории стоят за ним? Почему он установлен в Челябинске? Кто его создатели? Где и как их работа отклонилась от указаний руководства страны?
Мы должны знать о своих победах, чтобы идти к новым.
Нам есть чем гордиться.
У нас большая и интересная история.
У нас были и есть люди, которые делали и делают историю. Мы открываем программу Танки Победы, чтобы сделать известными имена героев-танкистов, гениальных инженеров и производственников, показать выдающиеся машины. Наши сограждане, особенно молодые должны знать, что им есть чем гордиться. Есть что перенимать. Есть на чем учиться.