4 октября в ДК Уралвагонзавода им. Окунева открылась трехдневная Всероссийская научно-практическая конференция «Танкпром III: презентация проектов». Ее организатором выступила НТК «Уралвагонзавод», а в роли соорганизаторов - московская Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев «Амнит», Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН (Москва), Политехнический музей столицы и Санкт-Петербургский военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и связи.
Открыл конференцию Статс-секретарь-заместитель генерального директора АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" Алексей Вячеславович Жарич. Он подчеркнул важность и нужность деятельности, которую ведут участники и пожелал успешной и продуктивной работы.
Скажу сразу. Конференция получилась интересной и насыщенной. Научные доклады и обсуждения сочетались с экскурсиями на завод и в заводской музей. Строгие исторические и технические изыскания сочетались с социальными проектами, направленными на популяризацию нашей истории и технических достижений. Лично я был рад встретить знакомых по прошлым конференциям и было приятно чувствовать, что меня также рады видеть.
Интересное впечатление произвела экскурсия на вагонное производство. Я сам имею производственный опыт и не ожидал увидеть что-то необычное, но ошибся. Казалось бы, что может быть проще колесной пары железнодорожного вагона? Но нет. Оказывается, допуск на диаметр колеса составляет 8 мм, а разница диаметров колес в паре не более 1 мм. И специальный автомат сортирует колеса каждое весом 413 кг в стопки одинакового диаметра, следит, чтобы в стопке было четное число колес и отправляет стопки на сборку. Как говорится, «в даже самом простом есть свои нюансы».
Танковый музей. Специфика этого музея, в отличие, от других танковых и военных музеев состоит в том, что здесь сделан акцент на заводских делах и людях завода. Если это чертежи танков, то подлинные сохранившиеся батистовые кальки, по которым работали в годы Войны. Подлинные авторские свидетельства на техническое чудо автомат заряжания или механизм удаления стреляных гильз. И всё это было сделано за завесой секретности внешне ничем не выделяющимися людьми. Для меня, как человека интересующегося не только чисто танками, но и тем, что происходило вокруг них, было интересно и неожиданно узнать, что один из танковых главных конструкторов генерал-лейтенант Венедиктов Валерий Николаевич в 1960-е годы работал в Китае и организовывал постановку там на производство танка Т-54А, который в Китае называется «тип 59». Видимо не насовсем Китай и СССР поссорились после ХХ съезда КПСС. Сотрудничество продолжалось, в том числе, и в военной сфере. Оказывается не всё просто в отношениях наших стран.
Ну и конечно танки. В экспозиции представлены только машины производства Уралвагонзавода, начиная от Т-34-85, на котором можно полазить и почувствовать себя танкистом Великой Отечественнной до Т-90А. А между ними есть еще интереснейшая машина ИТ-1 (истребитель танков). Его оружием были управляемые противотанковые ракеты, которые попадали в цель с вероятностью более 90%. Хоть машина и была принята на вооружение, но широкого распространения не получила и вскоре была снята. Одна из многих причин – её сложность.
На второй день подводились итоги и формировалась резолюция конференции.
Мы поговорили с одним из непосредственных организаторов конференции, директором заводского музея Пислегиной Аллой Владимировной.
- Алла Владимировна. Конференция проводится в третий раз. Какова её цель?
- На данной конференции мы заслушали проекты в области истории танкостроения, научно-исследовательские, музейные проекты. Определились с тематикой исследований. Принята резолюция, на основе которой «Уралвагонзавод» предоставит свою поддержку. Кроме того, музейные проекты также послужат базой для наших экспозиционеров, которые создают уже реальные разделы экспозиции. Конференция – это та площадка, где можно обсудить наработки, которые уже были сделаны разными специалистами из разных областей: архивистами, музееведами, историками.
- Можно ли говорить, что целью конференции является стимулирование научно-исследовательских работ в области танковой промышленности?
- Совершенно точно.
- Как вы думаете, дана работа может быть интересна за пределами, условно говоря, танковой отрасли?
- Несомненно. Историкам, специалистам, занимающимся историей промышленности, нашего машиностроения. Тем более, что танкостроительная отрасль ведущая не только в ВПК, а вообще в экономике.
- А в федеральном масштабе?
- Думаю, да.
- В каких аспектах?
- Опыт деятельности отечественного танкостроения пригодится в будущем развитии экономики, патриотическом воспитании.
- А можете поговорить о планах?
- Несомненно будут регулярно устраиваться вот такие площадки для обсуждения результатов, планов исследований, тематико-экспозиционного плана. Будут проводится такие встречи.
Было видно, что участники разъезжаются с удовлетворением от хорошо проделанной работы.