Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ЗАНЯТОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ИТОГИ ЗА 31 ГОД ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ (1985-2016 гг.)

Печать

Категория: Третьяков А.П

Предлагаемая статья является продолжением цикла статей по данной теме исследования и посвящена занятости сельского населения Свердловской области за период с 1985г. по 2016 г.

Занятость сельского населения является важнейшим социальным показателем состояния аграрного сектора экономики, уровня жизни населения и характеризует общественные и имущественные отношения между людьми.  

В соответствии с Федеральным Законом о занятости населения в Российской федерации, «занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход» [1] .

При социалистическом общественно-экономическом строе в СССР в 1980-е годы, при общенародной собственности на средства производства и отсутствии частной собственности на средства производства, в т.ч. на землю, отсутствовал и рынок труда, поэтому в статусе занятости населения не существовало понятий: «безработный», «работодатель», «наемный работник».

В результате проведения рыночных реформ в России в начале 1990-х, в т.ч. аграрной реформы, произошла приватизация средств производства государственного аграрного сектора. За период с 1992г. по 1994 г. произошла передача значительной доли сельскохозяйственных угодий из государственной собственности в индивидуальную и коллективную собственность сельского населения. Что позволило крестьянам стать собственниками сельскохозяйственной земли и в дальнейшем сдавать свои земельные наделы в аренду сельскохозяйственным организациям или стать индивидуальным предпринимателем, фермером или войти в состав производственного кооператива.   Вместо колхозов и совхозов появились сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм хозяйствования (ОАО, ООО, производственные кооперативы), а также крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), индивидуальные предприниматели (ИП).

В результате аграрной реформы появился рынок труда в сельскохозяйственной отрасли, где крестьянин, как наемный работник, продает свою рабочую силу в виде товара. Однако, учитывая, что сельскохозяйственная земля стала частной собственностью крестьянина, появились и другие различные варианты статуса занятости сельского населения: трудиться на индивидуальной основе или создать сельскохозяйственное предприятие и став работодателем нанимать работников или стать членом коллективного предприятия (ООО, производственный кооператив) или стать членом семейного предприятия.

Переход России от плановой экономики административно-команд­ного типа к рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на миро­вой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах – в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» – основные принципы занятости [2].

Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Появилась новая форма занятости в России - самозанятость. Она предполагает самостоятельный поиск трудовой деятельности и созда­ние рабочих мест отдельными гражданами за счет их собствен­ных средств в целях получения постоянного или временного до­хода. В данном случае процесс перехода от положения незаня­тости к положению занятости осуществляется без прямого учас­тия государственных и общественных организаций, но не исклю­чает поддержки.

С категорией самозанятости связано явление, которое по­лучило название неформальной занятости, – незаре­гистрированная в соответствии с законодательством экономи­ческая деятельность, осуществляемая индивидуально или на мик­ропредприятиях. Подобная де­ятельность существовала в ограниченном виде и в СССР. Однако в настоящее время неформальный сектор стал фактически самостоятельным се­гментом рынка труда и оказывает заметное влияние на состоя­ние занятости и социально-экономическую ситуацию в целом.

Для анализа изменения сферы занятости сельского населения за годы реформ, важно знать каким образом изменилась в целом структура распределения численности занятых Свердловской области по видам экономической деятельности, что естественно нашло отражение и в изменении структуры занятости сельского населения. Структура распределения численности работников Свердловской области по видам экономической деятельности за 2015г. и 1985г. приведена в табл.1

Табл. 1. – Структура распределения численности работников Свердловской области по видам экономической деятельности в 2015 и 1985гг.

2015

1985

2015г. к

1985г.

Числен

ность, тыс. чел.

% к итогу

Числен

ность, тыс. чел.

% к итогу

Изменение численности

%

тыс. чел.

Всего

2021,1

100,0

2299,0

100,0

87,9

-277,9

Сельское хозяйство

84,1

4,2

155,5

6,8

54,1

-71,4

Промышленность:

обрабатывающие предприятия; добыча полезных ископаемых; производство и распределение   электроэнергии, газа и воды

530,6

26,3

1018,5

44,3

52,1

-487,9

Строительство

129,9

6,4

151,7

6,6

85,6

-21,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта, бытовых изделий

429,3

21,2

177,0

7,7

242,5

252,3

Транспорт и связь

142,3

7,0

200,0

8,7

71,1

-57,7

Гостиницы и рестораны

40,3

2,0

н.д.

н.д.

-

-

Финансовая деятельность

42,6

2,1

-

-

-

42,6

Операции с недвижимым имуществом аренда и предоставление услуг

148,4

7,3

-

-

-

148,4

ЖКХ и бытовое обслуживание

н.д.

н.д.

94,3

4,1

-

-

Образование

164,6

8,1

170,1

7,4

96,8

-5,5

Культура и искусство

н.д.

н.д.

29,9

1,3

-

-

Наука и научное обслуживание

н.д.

н.д.

75,9

3,3

-

-

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

133

6,6

115,0

5,0

115,7

18,1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

66,6

3,3

н.д.

н.д.

-

-

Государственное управление и страхование

105,9

5,2

43,7

1,9

242,4

62,2

Справочно:

 

 

 

 

 

 

Общая численность населения, тыс.чел.

4333

 

4665

 

92,9

-332

Доля   занятых в экономике от общей численности населения, %

46,6

 

49,3

 

94,5

 

Численность сельских жителей, тыс. чел.

665,4

 

634

 

104,9

31,4

Доля занятых в сельском хозяйстве от численности сельского населения, %

12,6

 

24,5

 

51,4

 

Источники:Статистический сборник Свердловская область в цифрах. 1981-1985 годы: Стат.сб.-Свердловск:Сред.-Урал. кН. изд-во, 1987.-128 с.;

Свердловская область в 2011-2015гг. Стат. сб./ТОФСГС по Свердловской обл.- Екатеринбург, 2016. – 241 с.;

 

Исходя из приведенных данных в таблице 1, можно сделать следующие выводы:

- При снижении общей численность населения на 7,1%, общая численность занятых в экономике за 30 лет снизилась по региону на 12,1%;

- При статистическом (но не фактическом) росте численности сельского населения на 4,9%, численность занятых в сельском хозяйстве за 30 лет снизилось на 45,9%, что значительно больше, чем снижение в целом по экономике региона;

- Из всех отраслей снизилась занятость, в процентном отношении, как в сельском хозяйстве, только в промышленности (на 47,9%). Для сравнения в других отраслях, снижение занятости значительно меньше и составило: в транспорте и связи - 28,9%, в строительстве - 14,4%, в образовании - 3,2%.

Однако, в рыночных условиях значительно возросла численность занятых в торговле в 2,4 раза, данный рост можно объяснить теорией экономиста Адама Смита для капиталистического общества, когда по его образному выражению «невидимая рука рынка» регулирует действия покупателей и продавцов с целью достижения экономической выгоды, как для отдельной личности, так и в целом для общества. Нотогдане понятно, почему при рыночных отношениях выросла также в 2,4 раза численность занятых в государственном управлении, что противоречит основным принципам теории классика капитализма Адама Смита, изложенных в его главной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Поэтому можно сделать вывод, что кроме открытых и сформулированных им экономических законов капитализма, на практике существуют и другие особенности его развития.

В капиталистическом обществе России в середине 1990–х годов появились новые отрасли экономики с большим количеством работников, характерные для рыночных отношений: операции с недвижимостью, финансовая деятельность. В структуре наиболее значимых видов экономической деятельности, с начала 1990-х годов, государственной статистикой уже не отражаются отдельно, как это было в 1985г., такие направления, как «Наука и научное обслуживание», «Культура и искусство», но появился отдельной строкой в структуре такой вид деятельности, как «Гостиницы и рестораны».

За годы реформ произошли значительные структурные изменения занятого населения по видам экономической деятельности в Свердловской области, так, если в 1985 году доля занятых в промышленно-производственной сфере составляла почти половину (44,3%), то в 2015г. составила только 28,2%.

Значительное перераспределение трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики произошло в такие отрасли как торговля, операции с недвижимостью, финансовая деятельность, гостиничный и ресторанный бизнес, в результате в 2015г. данные четыре направления занятости (услуги населению) суммарно превышают численность занятых в материальном производстве промышленной отрасли.

Изменение в структуре занятых за 30 лет значительно отразилось и на сельском хозяйстве, доля занятых в аграрном секторе по региону снизилась с 6,8% в 1985г. до 4,2% в 2015г.

Аналогичные изменения структуры занятости населения произошли и непосредственно в сельской местности Свердловской области и России.

   Так, на сельских территориях в целом по России в 2015г. непосредственно сельским хозяйством, как организованным, формализованным, основным видом деятельности занималось только 21,2% от общей численности занятых в сельской местности. В остальной части занятых трудовой деятельностью на сельских территориях, значительный удельный вес в структуре занимают такие отрасли как, оптовая и розничная торговля (12,4%), сфера услуг (24,2%), промышленность (14,2%), образование (10,9%), строительство (7,3%) и др. [3].

В соответствии с данными Свердловскстата, за 2015 г. численность экономически активного сельского населения или рабочей силы (занятые и безработные в возрасте от 15до 72 лет) по Свердловской области составила 338,2 тыс. человек, а занятых экономической деятельностью – 308,5 тыс. человек. При общей численности сельского населения в возрасте 15-72 лет - 498,1 тыс.человек, уровень занятости на сельской территории составил 61,9%, что выше, чем в 2014г. (58,4%), но ниже уровня занятости городского населения в 2015 (66,4%).

На сельской территории Свердловской области в 2015г. непосредственно сельским хозяйством, как организованным, формализованным, основным видом деятельности занималось 47,1 тыс. чел. или 15,3% от общей численности занятых в сельской местности.

Неформальной трудовой деятельностью в сельскохозяйственной сфере (индивидуальный труд, по найму у отдельных граждан, а также занятых в домашнем хозяйстве производством сельхозпродукции для реализации) занимается около 37 тыс. чел. или 12,0% от занятого сельского населения[4].

Таким образом, в целом в сельскохозяйственной отрасли Свердловской области занято 84,1 тыс. человек или 27,3% от занятого экономической деятельностью сельского населения. Из них трудилось в сельскохозяйственных организациях (без учета микропредприятий) – 36,6 тыс. человек или 11,9 % от занятого экономической деятельностью сельского населения (от 308,5 тыс. чел.). В крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) и в хозяйствах индивидуальных предпринимателей (ИП) занято 10,5 тыс. человек или 3,4 %.

Следовательно, остальная, большая часть сельского населения Свердловской области (72,7%) занимается трудовой деятельностью не в аграрной отрасли, а в других отраслях экономики, хотя постоянно проживает в сельской местности.

Для сравнения: в 2015г. в экономике Свердловской области сельскохозяйственной деятельностью занималось 4,2 % от общей численности работников, а в сфере образовании - 8,1%, т.е. в 2 раза больше.

По статистическим данным в 1985 году в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях региона было занято 129,5 тыс. рабочих и служащих [5,6]. Кроме того в колхозах и в сфере индивидуального труда (крестьянских хозяйствах) производили сельхозпродукцию для продажи около 26 тыс. человек (данные приведены по расчетам автора на основе статистических данных).

Таким образом, в сельском хозяйстве Свердловской области в 1985 году было занято 155,5 тыс. человек или почти в 2 раза (в 1,85 раза) больше чем в 2015г. (или 6,8%) от занятого населения в экономике области (от 2,3 млн. чел.). Для сравнения: в 1985г. в народном образовании было занято - 7,4% от общей численности работников занятых в экономике региона, что практически соответствовало уровню в структуре занятости агарной отрасли.

Численность работников в аграрной сфере продолжает снижаться высокими темпами, только за 5 лет (2011-2015гг.) в сельскохозяйственных организациях региона численность работников уменьшилась почти на 20% [7], что вызывает высокий уровень безработицы в сельской местности, миграцию в город и общественную озабоченность по трудоустройству сельских жителей.

Так, например, в 2015 г. уровень официальной безработицы среди сельских жителей составил 8,8% и был выше уровня безработицы среди городских жителей в 1,4 раза (город – 6,1%)[4].

Миграционный отток в последние годы (2013-2016гг.) с сельских территорий не снижается и составляет ежегодно от 4 до 5 тыс. человек или убыль около 7 ‰ на 1000 чел. сельского населения [8 ]. Следует учитывать, что при расчете уровня миграции, в состав выбывших из сельских территорий, включаются студенты и учащиеся, выехавшие на учебу в город.

В 1980-е годы уровень миграции в сельской местности РСФСР был также достаточно высокий и составлял, например, в 1980 г. – убыль 5,1‰, в 1985 г. – убыль 3,0‰ на 1000 чел. сельского населения [9].

В то же время уменьшение занятости сельского населения вызвано появлением новой техники, инновационного оборудования, повышением производительности труда, ростом урожайности, изменением структуры сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство постепенно превращается в высокотехнологичную отрасль, что одновременно меняет образ жизни сельских жителей. На селе происходят эволюционные процессы в структуре занятости населения.

При применении в научном обороте понятия «занятость населения» (или численность населения занятого трудовой деятельностью или рабочая сила) следует иметь в виду его существенное отличие от значения показателя «уровень занятости населения».

Показатель «уровень занятости населения» рассчитывается как отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующей возрастной группы. Поэтому показатель «уровень занятости населения» в большей степени отражает зависимость занятости населения от демографических факторов на данной территории: от уровня среднего возраста населения, рождаемости, смертности в трудоспособном возрасте, естественного прироста населения, миграционных потоков.

Изменения в динамике значений занятости населения (численности рабочей силы) и показателя «уровень занятости» могут быть противоположными.

Так, например, по Свердловской области за период с 2000г. по 2016г. происходит снижение занятости (численности экономически активного населения) на 4,3%, а показатель «уровень занятости» вырос за этот же период на 8,8%.

На рис.1. приведена динамика численности рабочей силы Свердловской области с 2000г. по 2016г.

 

 

Рис. 1. Динамика численности рабочей силы Свердловской области с 2000г. по 2016г., тыс. чел.

 

На графике (рис.1) можно наблюдать, что с 2008г. происходит стремительное падение численности рабочей силы в целом по региону, аналогичная тенденция наблюдается и на сельской территории. Снижение численности экономически активного населения в 2016г. составило 7,3% к уровню 2007г. Причина ежегодного снижения рабочей силы – последствия сложившейся негативной демографической ситуации с начала 1990-х годов: значительного снижения рождаемости и высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, как результата проведения кардинальных реформ в стране по переходу на рыночную экономику.

На рис.2. показана динамика показателя «уровень занятости населения» по Свердловской области и России за тот же самый период с 2000г. по 2016г. На графике видно, как значения показателя «уровень занятости населения» стремительно растут за данный период. Однако, данный рост объясняется не созданием новых рабочих мест и ростом численности занятого населения, а снижением численности трудоспособного населения Свердловской области и ростом в численности рабочей силы иностранных граждан, которые статистикой в общей численности населения соответствующей возрастной группыне учитываются. (Уровень занятости – это отношение численности рабочей силы к общей численности населения региона в возрасте 15-72 лет).

 

 

Рис. 2. Динамика изменения показателя «уровень занятости населения» Свердловской области с 2000г. по 2016г., %.

 

Численность населения трудоспособного возраста Свердловской области в 2016г. снизилось к уровню 2000г. на 12%.

Данная тенденция снижения численности рабочей силы в Свердловской области будет продолжаться еще 10 лет до 2026г., т.к. естественная убыль населения, продолжалась с начала 1990-х годов до 2011г. и поколению молодых людей, родившихся в 2011г. исполнится 15 лет только в 2026г., когда они вступят в трудоспособный возраст.

Необходимо отметить, что с 2020г. темп падения численности трудоспособного населения в целом по региону будет снижаться, т.к. естественная убыль, начиная с 2006г., стала сокращаться, а с 2012 года начался незначительный прирост населения.   Однако, снижение численности сельского населения происходило не только за счет естественной убыли, но и еще миграционного оттока с сельских территорий и эти негативные явления вновь имели место на сельской территории региона в 2015, 2016гг.

Занятость населения (рабочая сила) важнейший социально-экономический показатель, характеризующий трудовой и экономический потенциал развития региона в целом, так и сельских территорий.

Стратегическое государственное регулирование трудовых ресурсов должно осуществляться через программы социально-экономического развития регионов. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020г.» (утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП) [10], а затем принятый Закон Свердловской области «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы (Закон Свердловской области №151-ОЗ от 15 декабря 2015 года) (далее – Стратегия) показывают в числе основных 7 проблем, которые могут оказать негативное влияние на дальнейшее развитие Свердловской области, две важнейшие проблемы, связанные с занятостью населения. Первая проблема, показанная в законе № 151-ФЗ в параграфе 4 под № 1 – это сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, в т.ч. вследствие высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте и низкого уровня средней продолжительности жизни населения Свердловской области и вторая показана под № 3 –это дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда рабочей силы различных специальностей и уровня квалификации[11].

В Стратегии до 2020 года, утвержденной постановлением правительства Свердловской области 27.08.2008г. (с изменениями от 29.12. 2010) предлагалось сокращение численности трудоспособного населения компенсировать за счет роста производительности труда на 30% от потребности рабочей силы, а также привлечения иностранной рабочей силы и миграции населения из других регионов. В соответствии со Стратегией, предельная миграционная емкость рынка труда, которая не оказывает отрицательных социально-экономических последствий на стабильность и развитие в регионе не должна превышать 7-8% от числа занятых. Фактическая доля иностранных рабочих в регионе составляла в 2007г. – 3,9%, а в 2009г. – 5,3% от занятого населения, поэтому поле для регулирования численности рабочей силы данным фактором весьма ограничено.

Под научным понятием Стратегия подразумевается конкретный долгосрочный план действий по достижению поставленной цели. Поэтому кажется странным и непонятным то, что в Стратегии Свердловской области на 2016-2030 годы, в параграфе № 8, где показаны ожидаемые результаты реализации Стратегии, среди 12 показателей отсутствуют ожидаемые индикаторы по занятости населения до 2030г. А в параграфе №18 «Развитие рынка труда» записана только одна общая фраза: «Основной целью реализации социально-экономической политики Свердловской области на 2016-2030гг. является обеспечение рынка труда кадрами в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики Свердловской области».

Вопрос: а где план действий по решению проблем по занятости населения, особенно сложных на сельских территориях? Ответа в Стратегии Свердловской области не имеется. Поэтому принятая в форме закона Стратегия Свердловской области на 2016-2030 годы во многом формальна, не конкретна и не эффективна.

Социологический опрос руководителей организаций, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2010г. показал, что 25% организаций малого и среднего бизнеса считают, что имеющиеся у них вакансии невозможно заполнить только местными работниками. При этом в таких отраслях как строительство более половины вакансий не могут заполнить местными кадрами, в сельском хозяйстве и на транспорте около 30% [12].

В то же время Правительством РФ на территории России ежегодно устанавливается предельно допустимая доля иностранных работников для хозяйствующих субъектов в отдельных отраслях экономики. Например, на 2017г., как и в предыдущие годы,   установлена, предельно допустимая доля иностранных работников при выращивании овощей в размере до 50% от общей численности работников; в сфере деятельности автомобильного грузового транспорта до 30%, установлена норма и в других видах деятельности[13]. Поэтому проблему, с ежегодно растущим дефицитом рабочей силы, за счет иностранных граждан не решить.

Происходящие в последние годы процессы в мировой экономике и политике вынуждают формировать в России новый вектор развития экономики от постиндустриального к новому индустриальному (реиндустриальному) обществу[14].

С середины 2000-х годов ситуация в сельском хозяйстве России постепенно меняется и начинают преобладать тенденции новой индустриализации. В последние годы выдвигается на первый план задача модернизации сельского хозяйства России, внедрения новейших научно-технических достижений и передовых технологий.

Для решения поставленных задач, требуется не только масштабное строительство новых высокопроизводительных сельхозпредприятий, технологическое обновление и модернизация существующих предприятий, но и кардинально менять с помощью государственного регулирования (одним из инструментов которого является Стратегия) структуру занятости населения, увеличивая в структуре долю обрабатывающей отрасли экономики и сельского хозяйства на промышленной основе с передовым техническим уровнем, а также повышать уровень качества рабочей силы и усиливать государственную поддержку молодых специалистов в селе[15].

Поэтому в стратегическом планировании социально-экономического развития сельских территорий необходимо предусматривать новую модель структуры занятости сельского населения соответствующую «реиндустриализация» аграрной отрасли.

 

Литература

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.05.2017) «О занятости населения в Российской Федерации».

Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/

2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.05.2017) «О занятости населения в Российской Федерации».

Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60

3. Третьяков А.П. Сельские территории: сегодня и завтра. Агропродовольственная политика России. Екатеринбург: 2016. № 6. С. 71-77.

4. Основные социально-экономические показатели агропромышленного комплекса Свердловской области за 2015 год: экономический обзор / Террит. орган Федеральной службы гос. статистики по Свердловской области – Екатеринбург, 2016. – 41 с.

5.Свердловская область в цифрах. 1981-1985годы: Стат.сб. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. -128 с.

6. Народное хозяйство РСФСР в 1990 году. Статистический ежегодник. http//istmat.info/node/15863.

7. Свердловская область в 2011-2015 годах: Стат. сб./Екатеринбург, 2016. – С.42.

8. Свердловскстат. Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/

9. Население России за 100 лет (1897-1997гг.). Стат.сб./Госкомстат, Россия. М.,1998–222 с.

10. Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2010 г. N 1910-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года"

Режим доступа: http://base.garant.ru/35165247/#ixzz4kxJyzmfC

11. Закон Свердловской области № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы», принят Законодательным Собранием Свердловской области 15 декабря 2015 года.

Режим доступаhttp://zsso.ru/upload/site1/document_file/POIuqtTKRT.pdf

12. Тюрканова Ю., Флоринская Ю. Иностранная рабочая сила на рынке труда России. Демоскоп № 535-536. декабрь 2012г.

Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0535/analit06.php

13. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. N 1315 «Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации».

Режим доступа: http://base.garant.ru/71281914/#ixzz4kr3vh1j4

14. Семин А.Н, Третьяков А.П. Тенденции новой индустриализации в сельском хозяйстве современной России. Агропродовольственная политика России. Екатеринбург:

2017. № 2. С. 25-34.

15. . Семин А.Н., Третьяков А.П. Аграрный сектор экономики в системе продовольственной безопасности государства. – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2016. – С.89.

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА