Предлагаемая статья является продолжением цикла статей по данной теме исследования и посвящена занятости сельского населения Свердловской области за период с 1985г. по 2016 г.
Занятость сельского населения является важнейшим социальным показателем состояния аграрного сектора экономики, уровня жизни населения и характеризует общественные и имущественные отношения между людьми.
В соответствии с Федеральным Законом о занятости населения в Российской федерации, «занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход» [1] .
При социалистическом общественно-экономическом строе в СССР в 1980-е годы, при общенародной собственности на средства производства и отсутствии частной собственности на средства производства, в т.ч. на землю, отсутствовал и рынок труда, поэтому в статусе занятости населения не существовало понятий: «безработный», «работодатель», «наемный работник».
В результате проведения рыночных реформ в России в начале 1990-х, в т.ч. аграрной реформы, произошла приватизация средств производства государственного аграрного сектора. За период с 1992г. по 1994 г. произошла передача значительной доли сельскохозяйственных угодий из государственной собственности в индивидуальную и коллективную собственность сельского населения. Что позволило крестьянам стать собственниками сельскохозяйственной земли и в дальнейшем сдавать свои земельные наделы в аренду сельскохозяйственным организациям или стать индивидуальным предпринимателем, фермером или войти в состав производственного кооператива. Вместо колхозов и совхозов появились сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм хозяйствования (ОАО, ООО, производственные кооперативы), а также крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), индивидуальные предприниматели (ИП).
В результате аграрной реформы появился рынок труда в сельскохозяйственной отрасли, где крестьянин, как наемный работник, продает свою рабочую силу в виде товара. Однако, учитывая, что сельскохозяйственная земля стала частной собственностью крестьянина, появились и другие различные варианты статуса занятости сельского населения: трудиться на индивидуальной основе или создать сельскохозяйственное предприятие и став работодателем нанимать работников или стать членом коллективного предприятия (ООО, производственный кооператив) или стать членом семейного предприятия.
Переход России от плановой экономики административно-командного типа к рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах – в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» – основные принципы занятости [2].
Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Появилась новая форма занятости в России - самозанятость. Она предполагает самостоятельный поиск трудовой деятельности и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода. В данном случае процесс перехода от положения незанятости к положению занятости осуществляется без прямого участия государственных и общественных организаций, но не исключает поддержки.
С категорией самозанятости связано явление, которое получило название неформальной занятости, – незарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, осуществляемая индивидуально или на микропредприятиях. Подобная деятельность существовала в ограниченном виде и в СССР. Однако в настоящее время неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка труда и оказывает заметное влияние на состояние занятости и социально-экономическую ситуацию в целом.
Для анализа изменения сферы занятости сельского населения за годы реформ, важно знать каким образом изменилась в целом структура распределения численности занятых Свердловской области по видам экономической деятельности, что естественно нашло отражение и в изменении структуры занятости сельского населения. Структура распределения численности работников Свердловской области по видам экономической деятельности за 2015г. и 1985г. приведена в табл.1
Табл. 1. – Структура распределения численности работников Свердловской области по видам экономической деятельности в 2015 и 1985гг.
|
2015
|
1985
|
2015г. к
1985г.
|
Числен
ность, тыс. чел.
|
% к итогу
|
Числен
ность, тыс. чел.
|
% к итогу
|
Изменение численности
|
%
|
тыс. чел.
|
Всего
|
2021,1
|
100,0
|
2299,0
|
100,0
|
87,9
|
-277,9
|
Сельское хозяйство
|
84,1
|
4,2
|
155,5
|
6,8
|
54,1
|
-71,4
|
Промышленность:
обрабатывающие предприятия; добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
530,6
|
26,3
|
1018,5
|
44,3
|
52,1
|
-487,9
|
Строительство
|
129,9
|
6,4
|
151,7
|
6,6
|
85,6
|
-21,8
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта, бытовых изделий
|
429,3
|
21,2
|
177,0
|
7,7
|
242,5
|
252,3
|
Транспорт и связь
|
142,3
|
7,0
|
200,0
|
8,7
|
71,1
|
-57,7
|
Гостиницы и рестораны
|
40,3
|
2,0
|
н.д.
|
н.д.
|
-
|
-
|
Финансовая деятельность
|
42,6
|
2,1
|
-
|
-
|
-
|
42,6
|
Операции с недвижимым имуществом аренда и предоставление услуг
|
148,4
|
7,3
|
-
|
-
|
-
|
148,4
|
ЖКХ и бытовое обслуживание
|
н.д.
|
н.д.
|
94,3
|
4,1
|
-
|
-
|
Образование
|
164,6
|
8,1
|
170,1
|
7,4
|
96,8
|
-5,5
|
Культура и искусство
|
н.д.
|
н.д.
|
29,9
|
1,3
|
-
|
-
|
Наука и научное обслуживание
|
н.д.
|
н.д.
|
75,9
|
3,3
|
-
|
-
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
|
133
|
6,6
|
115,0
|
5,0
|
115,7
|
18,1
|
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
|
66,6
|
3,3
|
н.д.
|
н.д.
|
-
|
-
|
Государственное управление и страхование
|
105,9
|
5,2
|
43,7
|
1,9
|
242,4
|
62,2
|
Справочно:
|
|
|
|
|
|
|
Общая численность населения, тыс.чел.
|
4333
|
|
4665
|
|
92,9
|
-332
|
Доля занятых в экономике от общей численности населения, %
|
46,6
|
|
49,3
|
|
94,5
|
|
Численность сельских жителей, тыс. чел.
|
665,4
|
|
634
|
|
104,9
|
31,4
|
Доля занятых в сельском хозяйстве от численности сельского населения, %
|
12,6
|
|
24,5
|
|
51,4
|
|
Источники:Статистический сборник Свердловская область в цифрах. 1981-1985 годы: Стат.сб.-Свердловск:Сред.-Урал. кН. изд-во, 1987.-128 с.;
Свердловская область в 2011-2015гг. Стат. сб./ТОФСГС по Свердловской обл.- Екатеринбург, 2016. – 241 с.;
Исходя из приведенных данных в таблице 1, можно сделать следующие выводы:
- При снижении общей численность населения на 7,1%, общая численность занятых в экономике за 30 лет снизилась по региону на 12,1%;
- При статистическом (но не фактическом) росте численности сельского населения на 4,9%, численность занятых в сельском хозяйстве за 30 лет снизилось на 45,9%, что значительно больше, чем снижение в целом по экономике региона;
- Из всех отраслей снизилась занятость, в процентном отношении, как в сельском хозяйстве, только в промышленности (на 47,9%). Для сравнения в других отраслях, снижение занятости значительно меньше и составило: в транспорте и связи - 28,9%, в строительстве - 14,4%, в образовании - 3,2%.
Однако, в рыночных условиях значительно возросла численность занятых в торговле в 2,4 раза, данный рост можно объяснить теорией экономиста Адама Смита для капиталистического общества, когда по его образному выражению «невидимая рука рынка» регулирует действия покупателей и продавцов с целью достижения экономической выгоды, как для отдельной личности, так и в целом для общества. Нотогдане понятно, почему при рыночных отношениях выросла также в 2,4 раза численность занятых в государственном управлении, что противоречит основным принципам теории классика капитализма Адама Смита, изложенных в его главной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Поэтому можно сделать вывод, что кроме открытых и сформулированных им экономических законов капитализма, на практике существуют и другие особенности его развития.
В капиталистическом обществе России в середине 1990–х годов появились новые отрасли экономики с большим количеством работников, характерные для рыночных отношений: операции с недвижимостью, финансовая деятельность. В структуре наиболее значимых видов экономической деятельности, с начала 1990-х годов, государственной статистикой уже не отражаются отдельно, как это было в 1985г., такие направления, как «Наука и научное обслуживание», «Культура и искусство», но появился отдельной строкой в структуре такой вид деятельности, как «Гостиницы и рестораны».
За годы реформ произошли значительные структурные изменения занятого населения по видам экономической деятельности в Свердловской области, так, если в 1985 году доля занятых в промышленно-производственной сфере составляла почти половину (44,3%), то в 2015г. составила только 28,2%.
Значительное перераспределение трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики произошло в такие отрасли как торговля, операции с недвижимостью, финансовая деятельность, гостиничный и ресторанный бизнес, в результате в 2015г. данные четыре направления занятости (услуги населению) суммарно превышают численность занятых в материальном производстве промышленной отрасли.
Изменение в структуре занятых за 30 лет значительно отразилось и на сельском хозяйстве, доля занятых в аграрном секторе по региону снизилась с 6,8% в 1985г. до 4,2% в 2015г.
Аналогичные изменения структуры занятости населения произошли и непосредственно в сельской местности Свердловской области и России.
Так, на сельских территориях в целом по России в 2015г. непосредственно сельским хозяйством, как организованным, формализованным, основным видом деятельности занималось только 21,2% от общей численности занятых в сельской местности. В остальной части занятых трудовой деятельностью на сельских территориях, значительный удельный вес в структуре занимают такие отрасли как, оптовая и розничная торговля (12,4%), сфера услуг (24,2%), промышленность (14,2%), образование (10,9%), строительство (7,3%) и др. [3].
В соответствии с данными Свердловскстата, за 2015 г. численность экономически активного сельского населения или рабочей силы (занятые и безработные в возрасте от 15до 72 лет) по Свердловской области составила 338,2 тыс. человек, а занятых экономической деятельностью – 308,5 тыс. человек. При общей численности сельского населения в возрасте 15-72 лет - 498,1 тыс.человек, уровень занятости на сельской территории составил 61,9%, что выше, чем в 2014г. (58,4%), но ниже уровня занятости городского населения в 2015 (66,4%).
На сельской территории Свердловской области в 2015г. непосредственно сельским хозяйством, как организованным, формализованным, основным видом деятельности занималось 47,1 тыс. чел. или 15,3% от общей численности занятых в сельской местности.
Неформальной трудовой деятельностью в сельскохозяйственной сфере (индивидуальный труд, по найму у отдельных граждан, а также занятых в домашнем хозяйстве производством сельхозпродукции для реализации) занимается около 37 тыс. чел. или 12,0% от занятого сельского населения[4].
Таким образом, в целом в сельскохозяйственной отрасли Свердловской области занято 84,1 тыс. человек или 27,3% от занятого экономической деятельностью сельского населения. Из них трудилось в сельскохозяйственных организациях (без учета микропредприятий) – 36,6 тыс. человек или 11,9 % от занятого экономической деятельностью сельского населения (от 308,5 тыс. чел.). В крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) и в хозяйствах индивидуальных предпринимателей (ИП) занято 10,5 тыс. человек или 3,4 %.
Следовательно, остальная, большая часть сельского населения Свердловской области (72,7%) занимается трудовой деятельностью не в аграрной отрасли, а в других отраслях экономики, хотя постоянно проживает в сельской местности.
Для сравнения: в 2015г. в экономике Свердловской области сельскохозяйственной деятельностью занималось 4,2 % от общей численности работников, а в сфере образовании - 8,1%, т.е. в 2 раза больше.
По статистическим данным в 1985 году в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях региона было занято 129,5 тыс. рабочих и служащих [5,6]. Кроме того в колхозах и в сфере индивидуального труда (крестьянских хозяйствах) производили сельхозпродукцию для продажи около 26 тыс. человек (данные приведены по расчетам автора на основе статистических данных).
Таким образом, в сельском хозяйстве Свердловской области в 1985 году было занято 155,5 тыс. человек или почти в 2 раза (в 1,85 раза) больше чем в 2015г. (или 6,8%) от занятого населения в экономике области (от 2,3 млн. чел.). Для сравнения: в 1985г. в народном образовании было занято - 7,4% от общей численности работников занятых в экономике региона, что практически соответствовало уровню в структуре занятости агарной отрасли.
Численность работников в аграрной сфере продолжает снижаться высокими темпами, только за 5 лет (2011-2015гг.) в сельскохозяйственных организациях региона численность работников уменьшилась почти на 20% [7], что вызывает высокий уровень безработицы в сельской местности, миграцию в город и общественную озабоченность по трудоустройству сельских жителей.
Так, например, в 2015 г. уровень официальной безработицы среди сельских жителей составил 8,8% и был выше уровня безработицы среди городских жителей в 1,4 раза (город – 6,1%)[4].
Миграционный отток в последние годы (2013-2016гг.) с сельских территорий не снижается и составляет ежегодно от 4 до 5 тыс. человек или убыль около 7 ‰ на 1000 чел. сельского населения [8 ]. Следует учитывать, что при расчете уровня миграции, в состав выбывших из сельских территорий, включаются студенты и учащиеся, выехавшие на учебу в город.
В 1980-е годы уровень миграции в сельской местности РСФСР был также достаточно высокий и составлял, например, в 1980 г. – убыль 5,1‰, в 1985 г. – убыль 3,0‰ на 1000 чел. сельского населения [9].
В то же время уменьшение занятости сельского населения вызвано появлением новой техники, инновационного оборудования, повышением производительности труда, ростом урожайности, изменением структуры сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство постепенно превращается в высокотехнологичную отрасль, что одновременно меняет образ жизни сельских жителей. На селе происходят эволюционные процессы в структуре занятости населения.
При применении в научном обороте понятия «занятость населения» (или численность населения занятого трудовой деятельностью или рабочая сила) следует иметь в виду его существенное отличие от значения показателя «уровень занятости населения».
Показатель «уровень занятости населения» рассчитывается как отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующей возрастной группы. Поэтому показатель «уровень занятости населения» в большей степени отражает зависимость занятости населения от демографических факторов на данной территории: от уровня среднего возраста населения, рождаемости, смертности в трудоспособном возрасте, естественного прироста населения, миграционных потоков.
Изменения в динамике значений занятости населения (численности рабочей силы) и показателя «уровень занятости» могут быть противоположными.
Так, например, по Свердловской области за период с 2000г. по 2016г. происходит снижение занятости (численности экономически активного населения) на 4,3%, а показатель «уровень занятости» вырос за этот же период на 8,8%.
На рис.1. приведена динамика численности рабочей силы Свердловской области с 2000г. по 2016г.
Рис. 1. Динамика численности рабочей силы Свердловской области с 2000г. по 2016г., тыс. чел.
На графике (рис.1) можно наблюдать, что с 2008г. происходит стремительное падение численности рабочей силы в целом по региону, аналогичная тенденция наблюдается и на сельской территории. Снижение численности экономически активного населения в 2016г. составило 7,3% к уровню 2007г. Причина ежегодного снижения рабочей силы – последствия сложившейся негативной демографической ситуации с начала 1990-х годов: значительного снижения рождаемости и высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, как результата проведения кардинальных реформ в стране по переходу на рыночную экономику.
На рис.2. показана динамика показателя «уровень занятости населения» по Свердловской области и России за тот же самый период с 2000г. по 2016г. На графике видно, как значения показателя «уровень занятости населения» стремительно растут за данный период. Однако, данный рост объясняется не созданием новых рабочих мест и ростом численности занятого населения, а снижением численности трудоспособного населения Свердловской области и ростом в численности рабочей силы иностранных граждан, которые статистикой в общей численности населения соответствующей возрастной группыне учитываются. (Уровень занятости – это отношение численности рабочей силы к общей численности населения региона в возрасте 15-72 лет).
Рис. 2. Динамика изменения показателя «уровень занятости населения» Свердловской области с 2000г. по 2016г., %.
Численность населения трудоспособного возраста Свердловской области в 2016г. снизилось к уровню 2000г. на 12%.
Данная тенденция снижения численности рабочей силы в Свердловской области будет продолжаться еще 10 лет до 2026г., т.к. естественная убыль населения, продолжалась с начала 1990-х годов до 2011г. и поколению молодых людей, родившихся в 2011г. исполнится 15 лет только в 2026г., когда они вступят в трудоспособный возраст.
Необходимо отметить, что с 2020г. темп падения численности трудоспособного населения в целом по региону будет снижаться, т.к. естественная убыль, начиная с 2006г., стала сокращаться, а с 2012 года начался незначительный прирост населения. Однако, снижение численности сельского населения происходило не только за счет естественной убыли, но и еще миграционного оттока с сельских территорий и эти негативные явления вновь имели место на сельской территории региона в 2015, 2016гг.
Занятость населения (рабочая сила) важнейший социально-экономический показатель, характеризующий трудовой и экономический потенциал развития региона в целом, так и сельских территорий.
Стратегическое государственное регулирование трудовых ресурсов должно осуществляться через программы социально-экономического развития регионов. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020г.» (утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП) [10], а затем принятый Закон Свердловской области «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы (Закон Свердловской области №151-ОЗ от 15 декабря 2015 года) (далее – Стратегия) показывают в числе основных 7 проблем, которые могут оказать негативное влияние на дальнейшее развитие Свердловской области, две важнейшие проблемы, связанные с занятостью населения. Первая проблема, показанная в законе № 151-ФЗ в параграфе 4 под № 1 – это сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, в т.ч. вследствие высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте и низкого уровня средней продолжительности жизни населения Свердловской области и вторая показана под № 3 –это дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда рабочей силы различных специальностей и уровня квалификации[11].
В Стратегии до 2020 года, утвержденной постановлением правительства Свердловской области 27.08.2008г. (с изменениями от 29.12. 2010) предлагалось сокращение численности трудоспособного населения компенсировать за счет роста производительности труда на 30% от потребности рабочей силы, а также привлечения иностранной рабочей силы и миграции населения из других регионов. В соответствии со Стратегией, предельная миграционная емкость рынка труда, которая не оказывает отрицательных социально-экономических последствий на стабильность и развитие в регионе не должна превышать 7-8% от числа занятых. Фактическая доля иностранных рабочих в регионе составляла в 2007г. – 3,9%, а в 2009г. – 5,3% от занятого населения, поэтому поле для регулирования численности рабочей силы данным фактором весьма ограничено.
Под научным понятием Стратегия подразумевается конкретный долгосрочный план действий по достижению поставленной цели. Поэтому кажется странным и непонятным то, что в Стратегии Свердловской области на 2016-2030 годы, в параграфе № 8, где показаны ожидаемые результаты реализации Стратегии, среди 12 показателей отсутствуют ожидаемые индикаторы по занятости населения до 2030г. А в параграфе №18 «Развитие рынка труда» записана только одна общая фраза: «Основной целью реализации социально-экономической политики Свердловской области на 2016-2030гг. является обеспечение рынка труда кадрами в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики Свердловской области».
Вопрос: а где план действий по решению проблем по занятости населения, особенно сложных на сельских территориях? Ответа в Стратегии Свердловской области не имеется. Поэтому принятая в форме закона Стратегия Свердловской области на 2016-2030 годы во многом формальна, не конкретна и не эффективна.
Социологический опрос руководителей организаций, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2010г. показал, что 25% организаций малого и среднего бизнеса считают, что имеющиеся у них вакансии невозможно заполнить только местными работниками. При этом в таких отраслях как строительство более половины вакансий не могут заполнить местными кадрами, в сельском хозяйстве и на транспорте около 30% [12].
В то же время Правительством РФ на территории России ежегодно устанавливается предельно допустимая доля иностранных работников для хозяйствующих субъектов в отдельных отраслях экономики. Например, на 2017г., как и в предыдущие годы, установлена, предельно допустимая доля иностранных работников при выращивании овощей в размере до 50% от общей численности работников; в сфере деятельности автомобильного грузового транспорта до 30%, установлена норма и в других видах деятельности[13]. Поэтому проблему, с ежегодно растущим дефицитом рабочей силы, за счет иностранных граждан не решить.
Происходящие в последние годы процессы в мировой экономике и политике вынуждают формировать в России новый вектор развития экономики от постиндустриального к новому индустриальному (реиндустриальному) обществу[14].
С середины 2000-х годов ситуация в сельском хозяйстве России постепенно меняется и начинают преобладать тенденции новой индустриализации. В последние годы выдвигается на первый план задача модернизации сельского хозяйства России, внедрения новейших научно-технических достижений и передовых технологий.
Для решения поставленных задач, требуется не только масштабное строительство новых высокопроизводительных сельхозпредприятий, технологическое обновление и модернизация существующих предприятий, но и кардинально менять с помощью государственного регулирования (одним из инструментов которого является Стратегия) структуру занятости населения, увеличивая в структуре долю обрабатывающей отрасли экономики и сельского хозяйства на промышленной основе с передовым техническим уровнем, а также повышать уровень качества рабочей силы и усиливать государственную поддержку молодых специалистов в селе[15].
Поэтому в стратегическом планировании социально-экономического развития сельских территорий необходимо предусматривать новую модель структуры занятости сельского населения соответствующую «реиндустриализация» аграрной отрасли.
Литература
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.05.2017) «О занятости населения в Российской Федерации».
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.05.2017) «О занятости населения в Российской Федерации».
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60
3. Третьяков А.П. Сельские территории: сегодня и завтра. Агропродовольственная политика России. Екатеринбург: 2016. № 6. С. 71-77.
4. Основные социально-экономические показатели агропромышленного комплекса Свердловской области за 2015 год: экономический обзор / Террит. орган Федеральной службы гос. статистики по Свердловской области – Екатеринбург, 2016. – 41 с.
5.Свердловская область в цифрах. 1981-1985годы: Стат.сб. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. -128 с.
6. Народное хозяйство РСФСР в 1990 году. Статистический ежегодник. http//istmat.info/node/15863.
7. Свердловская область в 2011-2015 годах: Стат. сб./Екатеринбург, 2016. – С.42.
8. Свердловскстат. Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/
9. Население России за 100 лет (1897-1997гг.). Стат.сб./Госкомстат, Россия. М.,1998–222 с.
10. Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2010 г. N 1910-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года"
Режим доступа: http://base.garant.ru/35165247/#ixzz4kxJyzmfC
11. Закон Свердловской области № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы», принят Законодательным Собранием Свердловской области 15 декабря 2015 года.
Режим доступаhttp://zsso.ru/upload/site1/document_file/POIuqtTKRT.pdf
12. Тюрканова Ю., Флоринская Ю. Иностранная рабочая сила на рынке труда России. Демоскоп № 535-536. декабрь 2012г.
Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0535/analit06.php
13. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. N 1315 «Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации».
Режим доступа: http://base.garant.ru/71281914/#ixzz4kr3vh1j4
14. Семин А.Н, Третьяков А.П. Тенденции новой индустриализации в сельском хозяйстве современной России. Агропродовольственная политика России. Екатеринбург:
2017. № 2. С. 25-34.
15. . Семин А.Н., Третьяков А.П. Аграрный сектор экономики в системе продовольственной безопасности государства. – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2016. – С.89.