Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

ПРОМАРТ КАК СОВЕТСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: УРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ

1.
Президент Путин озвучили не только обращение к традиции, но и их соединение. Ведь советская традиция- это тоже традиция. Это значит те традиции, которые мы взаимоисключали, нужно взаимовключить. Мы не только не должны ни от чего положительного отказываться, но и соединить положительное разных эпох, которые не всегда соединяются политиками и идеологами, которые ради утверждения своего готовы отдать в жертву чужое. Нельзя исключить ни одну из эпох нашей страны из нашего трудового и культурного кода – вот призыв Президента.
 
Но вслед за призывом открывается панорама проблем. Нужно отобрать лучшее из дореволюционного и советского, и даже постсоветского прошлого. Но не все могут это сделать, много партий, которые принимают одно и одновременно отрицают другое. Поэтому работа над выделением лучшего в каждой эпохе – дело трудное, но благодатное, потому что оно пойдёт как нить в связи времён.
 
Итак, что именно из положительного в традиции остаётся и как это назвать?  
Советская традиция - это, несомненно и на сегодня бесспорно, традиция монументального коллективного труда, когда создавались объединенными титаническими усилиями в короткий срок гиганты промышленности. Причём это было в рывке, в нечеловеческих условиях, в тяжелейшем климате. До сих пор многие не верят, что русские построили комбинат в Норильске.
 
Но как эту традицию мы оставим в себе? Ведь люди ушли, реальность другая? 
Ответ один: в искусстве. Реалии изменились настолько, что история осталась только в картинах. Их нужно сохранить с особым тщанием, потому что их будет трудно приумножить. Ушла натура, ушли художники эпохи, остались зерна искусства, которые они посеяли.
 
2.
Самое важное то, что обращаясь к традиции, мы зачастую находим уникальное, неподражаемое и неповторимое – то, что, может быть, ни один человек в мире уже не переживёт вживе, но может пережить через вскормление картиной и погружение в её смыслы. Я говорю о мистерии труда – когда человек и вызванная им, но организованная им стихия мифических гигантов были едины.
Картина Новиченко, которую можно назвать по всем признакам «Заводская мистерия», перед нами. Гигантские клубы дыма и пара, застящие горизонт, через которые проступают заводские корпуса, напоминающие выходящего из собственного огня чудовища, который приобретает ясные черты только при приближении к нам. Космос, который формируется из Хаоса – вот тема картины, возбуждающая сначала античный страх и ужас, а затем, когда проступает в картине человек, становится восторг: Космос, побеждающий Хаос, рождает людей, которые овладевают титанами.
Великолепная композиция. Она зовёт молодого человека испытать себя. Железнодорожные нитки, устремляющиеся от переднего ясного плана в пучину безвестности, в Великую Пещеру, не оставляют сомнения – по ним уже прошли – а ты? Картина – вызов: твой предок и товарищ это преодолел, а ты? Ведь хочешь кому-то доказать свою силу и дерзость – так давай в пасть Неизвестности. Это называлось в древности инициацией. История донесла до нас, что инициация либо в один день делала человека взрослым, либо ломала его, после чего он терял права и статус. А ведь и у нас такое было – не все выдерживали. Но картина говорит, несмотря на то, что не все выдерживали – титан встал и живет. Значит коллективное начало победило индивидуальный слом и мелкие панические страхи. 
Мистерия – это коллективное участие в великом ритуале, здесь мистерия общего труда, вовлечение молодых в Таинство, в мистерию труда – посвящение в Труд. 
В древности пещера была испытание молодого человека – чтобы он прошёл и преодолел первичный страх перед пастью Неизвестности. Картина Новиченко зовёт к инициации каждого, потому что в природе человека узнавать и побеждать – так в инициации страх превращается во влечение. На самом деле передать это ощущение перерождения страха во влечение к Неизвестному, за которым всегда прячется Великое, перерождение хаотического в космического внутри человека – это в картине показано точно. 
Когда я в юности первый раз попал на завод, я пережил именно эту смену впечатлений – сначала от хаоса непонятного и страшного ужас, который стал с каждым шагом перерождаться в любопытство – как это живёт и как в этом живут? И меня поражало то, что махонькие люди производили крохотное, внешне непонятное, действие, но это приводило к жизни все элементы огромного Завода. Это было поразительно. Хаос непонимания отступал, а космос понимания и приязни в душу возвращался. 
 
Советский опыт в мире не имеет аналогов, поэтому произведение, оставившее этот опыт на холсте, бесценен. Для передачи опыта поколениям.
Промарт – безусловное достижение советского искусства. Сейчас спорят, как это направление назвать. Нет социализма, но остался и живет опыт предков, давших образцы труда. Может быть, слово придёт. Но для нас промарт – это есть продолжение соцреализма, а может быть, направление, в котором соцреализм был частью. Во всяком случае, пока живут в душах картины с образами титанического труда, промарт будет жить. 
ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА