Главная   Публикации   Проекты и программы   Образ Урала 
Розанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клубаРозанов Олег Васильевич, Первый заместитель председателя Изборского клуба ЗАДАЧИ КЛУБАТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клубаТыщенко Илья Владимирович председатель Уральского отделения Изборского клуба ТИТУЛЬНЫЕ СОБЫТИЯАвдеев Сергей ВасильевичАвдеев Сергей Васильевич Зданович Геннадий Борисович Легенда АркаимаЗданович Геннадий Борисович Легенда Аркаима ОБЪЕДИНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клубаКильдяшов Михаил Глава Союза писателей Оренбургской области Глава Оренбургского отделения Изборского клуба ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ИЗБОРСК-УРАЛСёмин Александр Николаевич     Академик РАН    Сёмин Александр Николаевич     Академик РАН     ИЗБОРСКОЕ ИЗБРАННОЕМагнитов Сергей НиколаевичМагнитов Сергей Николаевич Литвинов Владимир ГеоргиевичЛитвинов Владимир Георгиевич Постовалов Лев АркадьевичПостовалов Лев Аркадьевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Профессор Некрасов Станислав Николаевич Палкин Алексей ГеннадьевичПалкин Алексей Геннадьевич Рыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский ГосуниверситетРыбин Владимир Александрович, Доктор философии, Челябинский Госуниверситет Басов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. ТюменьБасов Евгений Андреевич, Кандидат экономических наук, г. Тюмень Третьяков Анатолий ПетровичТретьяков Анатолий Петрович Большаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожникБольшаков Павел Васильевич, движение "За возрождение Урала" журналист, фотохудожник Бурухина Анна ФедоровнаБурухина Анна Федоровна Гущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГГущин Александр, эксперт по литературе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Бобырева Тамара СергеевнаБобырева Тамара Сергеевна КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер КОЧНЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ продюсер Пинчук Александр  Владимирович Пинчук Александр Владимирович Болдырев Андрей ВалентиновичБолдырев Андрей Валентинович Кугаевская Людмила БорисовнаКугаевская Людмила Борисовна Шадрин Андрей ВалерьевичШадрин Андрей Валерьевич ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук ВЕТОШКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ доктор юридических наук РОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученыйРОГОЗИН-РАЗБОЙНИКОВ Уральский художник, ученый Шляхторов Алексей ГеннадьевичШляхторов Алексей Геннадьевич Ознобихин Сергей ФедоровичОзнобихин Сергей Федорович ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующийГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВ Музей Бажова заведующий Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Хлыстикова Антонина Михайловна директор музея С. Щипачёва Мач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯМач Валентин Яковлевич БЕЛОРУССИЯ Семенова Наталья НаумовнаСеменова Наталья Наумовна СЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНАСЕМЕНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ, ИНИЦИАТИВЫ, ПРОЕКТЫКОНФЕРЕНЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫЖурнал Изборский клубСТАТЬ ЭКСПЕРТОМ КЛУБАКОНТАКТЫ
Рейтинг@Mail.ru

«ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Печать

Автор: А.Ф. Бурухина Категория: Закон об эстетическом производстве

Законодательный семинар Уральского отделения Изборского Клуба

Очередной законодательный семинар, организованный Уральским отделением Изборского Клуба, был посвящён проблеме государственного финансирования искусства и культуры. В семинаре принял участие руководитель Оренбургского отделения Изборского Клуба Михаил Кильядшов.

При каких условиях государство должно финансировать искусство, если искусство – это личное самовыражение художника? – такой вопрос озвучила юная художница Анастасия Левкович, сразу задав дискуссионный тон семинару.

В своём выступлении Анна Бурухина подняла тему финансирования и контроля со стороны государства искусства для детей, поскольку дети, не имея критического мышления, воспринимают любое искусство, даже самое некачественное. Искусство для детей более консервативно, чем для взрослых, а значит, и участие государства в нём должно быть более серьёзным, контроль более жёстким. Если искусство для «взрослых» может жить по рыночным законам, конкурировать между собой, то к детскому искусству такой подход опасен. Для примера Анна сравнила финансирование производства мультфильмов в Советском Союзе (полностью государственное) и в США, где все мультфильмы снимают киностудии и телеканалы и царит рыночный подход к искусству, где последнее – товар, на котором нужно как можно больше заработать. По какому пути идти России? – этот вопрос требует осмысления.

Кинорежиссёр Алексей Рождественский как специалист-практик в области кино сделал важные вставки, рассказав, что после Второй мировой войны в разрушенную Германию первыми налетели не строители и инженеры, а американские кинопрокатчики с передвижными установками и начали бесплатно показывать американские фильмы. Всё это финансировало американское правительство. Поэтому киноискусство нельзя недооценивать. Если же говорить о контроле искусства государством, то стоит обратиться к опыту Франции, где есть закон: максимум зарубежных фильмов в прокате – около 25%, остальное – национальное кино. Хотите показывать больше иностранных фильмов, платите налоги.

Тему финансирования кинематографа в США продолжил эксперт Уральского отделения Изборского Клуба Андрей Болдырев. Кто заказчики американских фильмов? По принципу проявленности заказчика он выделил три группы фильмов: 1) заказчик заявлен однозначно (например, фильм «Миссия в Москву», 1943 г.); 2) заказчик прямо не заявлен, но сразу понятно (фильм «Интервью», 2015 г.); 3) заказчик прямо не заявлен и не сразу понятен. При этом в самих Штатах, даже на уровне политических заказов имеют место заказчики, представляющие разные силы. Хороший пример – призыв к сотрудничеству с СССР в фильме «Красная Жара» и прямой антисоветизм фильмов «Рокки» и «Рембо», которые вышли одновременно. Таким образом, американский зритель, а вслед за ним и остальной мир имеет большую возможность выбора. Однако не сбивает ли это разнообразие культурные и идеологические ориентиры общества? Американский путь нам понятен. Но стоит ли нам его рассматривать?

Председатель Оренбургского отделения Изборского Клуба, писатель и поэт, Михаил Кильядшов сделал аргументированное сообщение об эксперименте в искусстве, показав, что и традиционное, и постмодернистское искусство несвободно от заказчика. В противостоянии постмодернистского и современного традиционного искусства есть конкретный пункт противоборства – эксперимент. Постмодернизм установил определенную гегемонию относительно эксперимента, приучил всех к тому, что экспериментален может быть только постмодернизм. Однако и традиционное искусство по своей сути экспериментально, поскольку эксперимент в принципе: 1) всегда моделируемый и управляемый процесс (а искусство всегда есть определенная модель мира); 2) предполагает заданный параметры и прогнозируемую конечную цель (в искусстве это творческий замысел, которым определяется динамика всего произведения); 3) в случае провала всегда может быть признан неудачным. Но если в постмодернизме эксперимент предполагает подрыв устоев, то в традиционном искусстве – прорыв, выход на новый уровень,  благодаря накопленному наследию. Это то, что философами Изборского клуба названо «динамическим консерватизмом», «традицией в авангарде».

Традиционному искусству сегодня необходимо отвоевывать поле деятельности, а для этого нужно представлять своего нынешнего заказчика. Творчество – дело державное. Потому государству необходимо с этой точки зрения как можно активнее включиться в творческий процесс. Столь популярное телевидение и Интернет лишь транслирует смыслы, но не генерирует их. Однажды смыслы иссякнут, и транслировать будет нечего. Потребуется созидание новых через традиционный эксперимент. И ради этого государство и искусство должны как можно скорее встретиться.

Эксперт Уральского отделения Изборского Клуба Сергей Николаевич Магнитов задал вопрос – как оценивать произведения искусства? В советские времена был механизм коллегиально-идеологического принятия решения: через худсоветы, литсоветы, музсоветы. Эта практика иногда была  продуктивной, а иногда вредной. Сейчас ситуация: пиши, что хочешь, рисуй, что хочешь, но это никому, кроме художника не надо. Мы получаем две крайности: советский заказ, связывающий по рукам, и полное отсутствие заказа, который вообще делает ненужным искусство. Как же между этими крайностями быть современному художнику? Особенно если имя неизвестно, а произведения новые?

А вот здесь, как ни странно, может помочь рынок, как неминуемый этап продвижения искусства, которое само должно пробивать себе дорогу, ища потребителей, союзников, заказчиков. Если же он, автор, самовыражается, то тогда ему заказчик не нужен. Искусство и рынок считались антагонистами: рынок считался для вечного и бесценного искусства явлением позорным. Мы согласны – но при одном условии: если искусство докажет свою вечность и бесценность. А тут без рыночного процесса не обойтись.

Завершающим было выступление председателя Изборского Клуба-Урал Ильи Тыщенко, находящегося в рабочей командировке, зачитала ведущая семинара заместитель Ильи Владимировича Валентина Васильевна Золотова. Если финансирование культурных явлений – дело бесспорное, потому что бесспорна значимость явления культуры, то в искусству нужно ещё доказать свою значимость, а для этого нужно время. Тогда как искусством  управлять и его финансировать? Во всем мире существуют для новаций так называемые венчурные фонды, работающие с рисками, закладывающие страховочные ресурсы. Почему эту венчурную логику не заложить в производство произведений искусства? В венчурном процессе по искусству есть важнейшее преимущество – эстетическая рента, которая, несомненно, может финансировать новое искусство. Напомним, что Достоевский и Толстой до сих пор зарабатывают – их книги продаются во всем мире, снимается кино, ставятся спектакли. Почему часть дохода не пустить на венчурные фонды для финансирования новых произведений? Ведь тогда искусство будет финансировать искусство и все противоречия по финансированию будут сняты.

Чрезвычайная актуальность и многогранность темы привели участников к выводу о дальнейшем продолжении работы. 

ШКОЛА ДУХАТАНКИ ПОБЕДЫМЕТАЛЛ ОТЕЧЕСТВА программаПРОМЫШЛЕННЫЙ КОДЕКС Законодательная программаЗАКОН О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ       Г Е Р О Й        Социально-законодательная программа КРЫЛЬЯ РОДИНЫ программаДАНИИЛ ЩЕНЯ  мемориальная  программаДАНИИЛ ЩЕНЯ мемориальная программа Мемориальная программа ПосошковЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОДЕКСМеморильная  Программа  Генерал Калитин    БОГОМЯКОВ     программа    БОГОМЯКОВ     программа ОПОРА РОССИИИЗБОР Программа  продвижения писателей  Изборского клубаБ А Ж О В научная программаБ А Ж О В научная программа Закон об образованииДЕЛАЙ КАК Я Программа социальных проектовДЕЛАЙ КАК Я  фотоУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ Коллекционная программа Галереи ПеревозчиковаУРАЛЬСКИЙ ПРОМАРТ фотоЗАКОН О МЕЦЕНАТСТВЕ Дискуссионно-законодательная программаКУЗНЕЦОВ мемориальная программаЗАКОН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕСУФИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯУРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА        проект       УРАЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА       проект       ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА научно-практическая программаЗАКОН О ЛОББИЗМЕ Дискуссионно-законодательная программаПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ проектМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОДЕКС      программа     ИНСТИТУТ ГОРОДА программаИНСТИТУТ ГОРОДА КАСЛИДИНАСТИЧЕСКИЙ КОДЕКСМультвоспитание программаЮВЕНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФАРКАИМ программаСТРУКТУРИРОВАНИЕ ХАРТЛЕНДА


НЕДРЕМЛЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Пороги

ОПОРНЫЙ КРАЙ

УРАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
И ЕЁ ЛЮДИ
АКАДЕМИК КОСТИНА

УРАЛ ПАМЯТНЫЙ
ГАНИНА ЯМА
ГАНИНА ЯМА

ЦВЕТА СВЕТА

ЗНАКИ ДЕРЖАВЫ
Москва-Сити

Мир глазами уральских художников
Рогозин-Разбойников

ЭЛИТА УРАЛА

В МИРЕ ИСКУССТВА