Когда с концом СССР канул в лету государственный заказ на научные исследования – наука оказалась не востребованной.
В 90-е годы Россия вышла из научной разрухи путём привлечения иностранных исследований и разработок. Но полученные технологии не являлись передовыми, а предназначались для производства низкорентабельной продукции. Сейчас стало понятно, что для поднятия экономики нам нужно сделать ставку на свой научный потенциал.
Но если советская система государственного заказа на научные исследования ушла в прошлое, то как её организовывать сегодня? Я поделюсь своим видением проблемы.
В СССР была понятная схема: Советское Государство определяло экономическую стратегию и под эту стратегию делало заказ Академии Наук, которая выполняла этот заказ через систему научных институтов. Сегодня госзаказа, кроме военной сферы, нет, потому что возникло огромное количество частных предприятий. Но частное предприятие не может обязать Академию наук заниматься научными разработками для его пользы.
Получается полный разрыв экономики и науки в стране. Тогда можно предположить, что если Наука не пойдёт в Экономику для обеспечения новыми знаниями и технологиями, то Экономика отомрет, а вслед за ней оставшись без заказчиков и денег отомрет и Наука.
Как же быть? Министерство науки и образования не собирается находить дорогу в экономику к предприятиям. Нет формулы Экономика-Министерство – Наука – Производство. Причина такого пессимизма в том, что я не слышал, чтобы Министерство Науки выступило организатором заказов для Науки от Производства.
Тогда как науку направить на производство, если этим не занимается Министерство Науки?
Можно долго думать, но скорее всего, предприятиям придется организовывать научную работу самим. Мировая практика показывает хорошие примеры и хорошие результаты такой работы.
Но здесь встает вопрос каким: каким должно быть это предприятие. Малый и средний бизнес не имеют возможности финансирования собственного эффективного научного подразделения. Перед ними стоит вопрос о преодолении 20 летнего отставания в технологиях от иностранных конкурентов.
Стоит напомнить, что в советское время все разработки странным образом через Всероссийский научно-исследовательский институт перекочевали за границу, тем самым увеличили их конкурентоспособность. В свою очередь получившие технологии иностранные производители за прошедшее с тех пор время усовершенствовали их и стали обладателями неоспоримого преимущества на рынке.
Соответственно, для возможности производства конкурентоспособной продукции, отечественным предприятиям необходимо за короткий период времени устранить существующий разрыв в уровне технологий. Такой скачок в развитии невозможно сделать без помощи государства.
Только научно-исследовательским институтам финансируемым государством и имеющим большое количество квалифицированных специалистов под силу справиться с данной проблемой.
На сегодняшний день, очевидно, что только модернизация министерства науки, перепрофилирование Российской Академии наук, может изменить сложившуюся ситуацию, а для достижения положительного экономического эффекта в стране, придется меняться и государству и промышленности и науке.