В Екатеринбурге состоялся ХХХ объединенный законодательный семинар Уральского отделения Изборского Клуба и Законодательной Корпорации.
Подавляющее большинство людей свои отношения с правилами Русского языка заканчивает в школе. Дальше все идет как бы само собой. Люди сами контролируют употребление языковых правил и норм. Немногое исключение составляют некоторые категории работников средств массовой информации. Но правильно ли это?
Может ли оставаться без управления одна из важнейших областей нашей жизни? Этому вопросу был посвящен состоявшийся в Екатеринбурге ХХХ объединенный законодательный семинар Уральского отделения Изборского Клуба и Законодательной Корпорации.
По уже сложившейся традиции семинар начался с приветствия Председателя Уральского отделения Изборского Клуба И.В. Тыщенко, которое огласил научный руководитель отделения Сергей Николаевич Магнитов:
Профессор Преображенский в «Собачьем сердце» у Булгакова говорил «Хаос – в голове». Но хаос в голове проявляется на языке точно. Хаос мнений и интерпретаций создает непредсказуемость любого документа, основанного на сырых понятиях и терминах. И для этой работы нужна профильная структура. Невозможно опереться на академические лингвистические службы – они не в теме.
Для регулярной работы нужно Лингвистический комитет. С этим проектом мы выходим на Председателя Государственной думы Володина. - Большая ответственность!
Бог вам в помощь!
Илья Тыщенко.
Практически сразу вопрос был поставлен ребром. Отсутствие порядка в языке означает хаос в головах, смешение понятий и наоборот, пробелы в понимании действительности. Причем на самом высоком уровне. Главный законодательный орган страны – Государственная Дума, увы, не может продемонстрировать четкого порядка даже на уровне названий комитетов. Наблюдается смешение понятий и наоборот – области, незатронутые её работой. Участникам семинара был задан конкретный вопрос: В какой комитет вы пойдете с сегодняшними наработками? – Вопрос повис в воздухе.
Вроде бы понятно, что нужна структура, которая занималась бы контролем за терминами и определениями. Но какая? Не обернется ли новая структура новыми затратами? А если не создавать комитет, а сделать подкомитет в уже действующем? Предварительный анализ показал, что места контролю за языком в действующей структуре ГД нет.
Прозвучало альтернативное предложение: Ввести языковое тестирование на стадии выборов. Например, элементарно, на уровне школьного сочинения «Зачем я иду в Государственную Думу?», с обнародованием результатов. (Даже интересно, многие из нынешних кандидатов решились бы на такое?) Но предложение сразу натолкнулось на конституционные ограничения. Правом избирать и быть избранными у нас обладают все достигшие 18 лет. Ни о каких иных ограничениях не говорится. Наоборот, введение ограничений противоречит Конституции. Снова непонятно, что делать.
А кто должен заниматься работой с языком? Самое главное – кто должен нести ответственность? Вроде бы до сих пор у нас этим занимались академические структуры, но реальная практика показывает, что такие структуры избегают работы с текущими проблемами, предпочитая заниматься «чистой наукой».
Логика подсказывает, что коль скоро Государственная Дума и иные законодательные структуры занимаются разработкой норм и правил, то почему бы им не заняться нормами Русского языка? После первого шока, вызванного непривычностью постановки вопроса, присутствующие согласились, что предложение вполне логично, тем более, что Русский язык – явление федерального и мирового уровня.
Новые гости поделились своими позициями.
Хорошей новостью для организаторов семинара стало активное участие новых участников. Так, Василий Беленьков из Каслей провел для участников экскурс в историю оформления Русского языка, начиная с Кирилла и Мефодия, заканчивая 1990-ми. Г. Никонов сказал, что не надо новых комитетов, лучше интенсивнее заниматься эффективными образовательными программами. О необходимости введения количественных параметров оценки содержания понятий говорила Семенова Наталья Наумовна. Практическую сторону затронул предприниматель из Алапаевска Постовалов Лев Аркадьевич, задав резонный вопрос: Если существуют толкования законов, то не значит ли это, что закон просто плохо проработан, и надо прорабатывать лучше, не создавая лишних структур?
Семинар получился интересным и дискуссионным. Споры продолжились в неформальной обстановке за чашкой чая. Однако все собравшиеся сошлись в одном: Язык нуждается в управлении, причем на самом высоком уровне.